Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Paris, 1975. Библиография: Сокольская А. Марсель Карне. М., 1970; Viazzi G. "Alba tragica" di Marcel Carne. Milano, 1945; Lapierre M. Aux portes de la nuit. Paris, 1949; Landry B.G Marcel Carne. Paris, 1952; Queval J. Marcel Carne. Paris, 1954; Chazal R. Marcel Carne. Paris, 1965; Nepoti R. Marcel Carne. Firenze, 1970. КАСТЕЛЛАНИ РЕНАТО (Castellani Renato). Итальянский режиссер. Родился 4 сентября 1913 г. в Finale Legure, умер 28 декабря 1985 г. в Риме. Окончил Миланский политехнический институт, факультет архитектуры. И сразу же начал работать ассистентом режиссера на картине Марио Камерини "Великий призыв". Затем стал писать сценарии для режиссеров А. Дженины, М. Камерини, А. Блазетти, М. Солдати и печататься в журнале Cinema с теоретическими и критическими статьями. Особенно плодотворным было его сотрудничество с Алес-сандро Блазетти, для которого он написал сценарии "Железной короны", "Ужина шуток", "Приключения Сальваторе Розы" и позднее "Фабиолы". Режиссерский дебют К. состоялся в 1941 г. Это была экранизация повести А. Пушкина "Выстрел", получившая высокие оценки на МКФ в Венеции. В последующих фильмах "Дзадза" и "Женщина с гор", а также в теоретических статьях К. выступал сторонником так называемого "каллиграфизма", исповедовавшего идеал "культурного", приглаженного, изящного фильма, примат формы над политической ангажированностью. Последнее попросту было невозможно в фашистской Италии: становиться идеологом и пропагандистом фашизма К., как и Блазетти, и Ка-мерини, и Солдати, и многие др., не хотел, а оппонентом не мог. Отсюда уход в каллиграфизм, рассуждения о необходимости поднять кино до уровня литературы и соответ- *79* РЕЖИССЕРСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. КИНО ЕВРОПЫ КАХИНЯ КАРЕЛ ствутощие экзерсисы на пленке. В послевоенном творчестве К. пошел на некоторое сближение с неореализмом, его фильмы "Под солнцем Рима", "Два гроша надежды" были веселыми комедиями, снятыми в стилистике неореалистического документа, но лишенными его социального заряда. Веселые анекдотические сюжеты со счастливым концом, с беззаботными простыми людьми, которые, как и следует каноническому итальянскому характеру, любят посмеяться и поплакать, при этом снятые в изящной манере, политизированной критикой были встречены в штыки и получили уничижительное название "розовый неореализм". Зрителю же эти фильмы нравились, созданная ими разновидность жанра комедии прижилась и получила дальнейшее развитие. В последующие десятилетия К. вел себя в известном смысле непоследовательно, менял жанры, исторические эпохи и географические места действия. "Джульетта и Ромео" (пр. МКФ в Венеции, 1954), дань довоенному каллиграфизму в шекспировской экранизации; "Ад посреди города" о жестоких нравах и порядках, царящих в римской тюрьме с великой звездной парой — Анной Маньяни и Джульеттой Ма-зиной; запоздалый неореалистический фильм "Разбойник" с непрофессиональными исполнителями — сицилийскими крестьянами; "Бурное море" о суровой жизни итальянских моряков. В 1971 г. К. уходит из большого кино на телевидение, где ему удается полностью выразить свою концепцию кино в многосерийных постановочных историко-биографических полотнах, таких, как "Жизнь Леонардо да Винчи", "Верди". Здесь поставленная им во главу угла форма художественного произведения, его мастерство стилиста, тонко чувствующего эпоху во всех ее проявлениях и умеющего передавать атмосферу времени через детали, гармонизировалось со значительным содержанием, построенным вокруг могучей незаурядной человеческой личности, обладающей богоданным талантом. |