Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

vole), 1997.

стником борьбы, которому небез- Библиография: Соловьева И. Кино Ита-различны тревоги и мечты прогрес- лии. М., Искусство, 1960; Туровская М. сивных борцов. Но все его попыт- Герои безгеройного времени. М., Искус -ки оборачиваются фатальной обре- ство, 1971; Антониони об Антониони. М, ченностью: человек, имя которого Радуга, 1987; Кино Италии: Неореализм, он взял, оказывается, был бесприн- М., Искусство, 1989; Лотман Ю., Цивь-ципным торговцем оружием и спе- ян Ю. Диалог с экраном. Таллинн, Алек-кулянтом. В 80-м А. снимает теле- сандра, 1994; Carpi Г. Michelangelo An-визионный фильм "Тайна Обер- tonioni. Guanda, Milano, 1958; С. Di Carlo, вальда", где пытается адаптировать Michelangelo Antonioni. Di Bianco e пего, к кинематографу новые средства Roma, 1964. ABemardini. Michelangelo эстетического выражения, которые Antonioni, da Gente del Po a Blow-up, к этому времени привнесло появле- Milano, i 7 edizioni, 1967. ние и развитие видео. Он проходит стажировку на студии Ф. Ф. Копполы "Зоетроп", постигая "тайны компьютерных технологий". В следующей его картине "Идентификация женщины" (1982) замыкается творческий круг режиссера: вернувшись к темам 60-х, режиссер демонстрирует известную исчерпанность своих тем и сюжетов, усталость ху-

АРДЖЕНТО ДАРИО

(Argento Dario). Итальянский кинорежиссер, кинодраматург, писатель, один из немногих мастеров, работающих в жанре "хоррора по-итальянски" и сумевших приобрести международную известность. Ро-

дожника. В 1982 г. А. удостаивается дился 7 сентября 1940 г. в Риме в кипр. МКФ в Каннах за вклад в кино- нематографической семье. Его отец, искусство. Тяжелая болезнь на дол- Сальваторе Ардженто, — продюсер, гие годы приковывает А. к инвалид- сделавший позднее несколько карному креслу. И только через 15 лет тин сына. В 24 года А. начал писать вместе с немецким режиссером Ви- сценарии: в 1968 г. — "Однажды

Дебютировал в режиссуре в 1970 г. фильмом "Птица с хрустальными крыльями". Называя себя учеником Хичкока, режиссер наделе оказался его антиподом. Если саспенс у Хичкока рождается внутри обыденности, то А. сразу же погружает своего зрителя в глубокий мрак, где произойти может все что угодно, потому что здесь действуют законы паранойи, мистики, импульсивного, немотивированного желания убивать. Вместе с тем А. сразу же продемонстрировал уникальную способность быть одновременно и режиссером-автором, и выполнять коммерческий заказ. По сути дела он положил начало коммерческим жанрам в итальянском кино. Это в равной степени относится к "вестерну по-итальянски" и, несколько позднее, к "хоррору". "Птица с хрустальными крыльями", "Кошка с девятью хвостами", "4 мухи из серого бархата" показывают бесспорность его специфического таланта и внутреннюю его ограниченность. Поначалу у Дарио Ардженто нет недостатка в ошибках и промахах, вполне прос-тительныхдля неофита. Первыетри ленты так и не сумели выйти за рамки заурядного триллера. Впрочем, в них был исследовательский напор режиссера, который выражался в желании создать особый род киноповествования, рожденного страхом. А. снимает очень длинные эпизоды, в которых напряжение нагнетается, вызывая судорогу ожидания, противоестественное наслаждение страхом. Он не обманывает зрителя хитрыми киноприемами, монтажом и пр. Он просто предлагает ему присутствовать, смотреть и ждать развязки. Этот необычный прием в последние годы стали часто цитировать режиссеры, работающие в этом жанре в странах, имеющих более давние традиции хоррора, нежели Италия. Его цитирует даже Кубрик (и признается в этом) в знаменитой сцене в "Сияющем", когда писатель-убийца, преследуя жену, начинает рубить топором дверь. В фильме "Хэллоуин" (1978) Карпентер открыто цитирует сцену убийства Де-лиииз "4мух..." Ардженто. Сегодня его метод создания кино, нравится это или нет, стал школой, хотя еще 10 лет назад имя Ардженто трудно было найти в солидном справочнике или кинословаре. Он был режиссером фильмов класса "Б", а стал классиком жанра. В Италии единственным.


Предыдущая Следующая