Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Мировую известность приносит режиссеру картина "Семейные хроники" (по Пратолини, гл. пр. МКФ в Венеции). Прием "автор-рассказчик", использованный Д. не только в форме повествования, но и в чисто изобразительном решении фильма, создавал ощущение доверительно-интимного общения со зрителем. После выхода "Семейных хроник" итальянская критика окрестила режиссера одним из луч- ших чувственных отечественного кинематографа. Несмотря на изобразительное совершенство, изысканную стилистику, "работающую" на правду чувств, картина завершила этот этап в творчестве Д. В 1965 г. он снял антифашистскую ленту "Солдатские девки" (совм. с СФРЮ, в сов. прокате "Они шли за солдатами", спец. пр. МКФ в Москве) по одноименному роману Уго Пирро, в котором был рассказан один из самых драматических и постыдных эпизодов греческой компании, проведенной армией Италии. Следующую картину "Сидящий по правую руку" Д. посвятил памяти Патриса Лумумбы, лидера освободительного движения Конго. В 1972 г. Д. в жанре мелодрамы снял картину "Первая ночь покоя" о молодежи, судьба которой представляется ему тревожной: наркотики, социальная апатия, моральный вызов — все это он воспринимает как личную драму, как часть своей автобиографии. Картина не имела успеха, на нее обрушилась резкая критика, какой Д. никогда прежде не знал. Так завершился второй этап в его творчестве, казалось бы, диаметрально противоположный предыдущему. Исторически, политически и социально-значимые темы, гражданское отношение к проблемам современного общества — не в географическом, а общечеловеческом смысле — вышли на первый план на рубеже 60—70-х гг. Но уже в середине десятилетия политический кинематограф пошел на убыль, оставив разочарование от того, что киноискусство не может стать инструментом политической борьбы или конструктивных социальных преобразований. Именно в этот момент Д. снял лучший свой фильм "Пустыня Тартари" по одноименному роману Дино Буццати, обличавший милитаризм как проявление человеческой ограниченности. Фильм высокой изобразительной культуры, растворивший идеологию и идею военной истерии через сюрреальность сюжета с персонажами-фантомами, сумел создать ощущение конца мира подлинных человеческих ценностей в Европе середины XX века. В фильме заняты блистательные актеры Вит-торио Гасман, Жан-Луи Трентиньян, Филипп Нуаре, Макс фон Сюдов, Жак Перрен, Франсиско Рабаль, Фернандо Рей, при помощи которых Дзурлини создал галерею человеческих типов и символов эпохи одновременно. - Л. Алова Фильмография: "Девушки из Сан-Фре-диано" (Le ragazze di San Frediano), 1954; "Яростное лето" (Estaste violenta), 1959; "Девушка с чемоданом" (La ragazza con la valigia), 1960; "Семейные хроники" (Cronache familiäre), 1962; "Солдатские девки" (Le soldatesse), 1965; "Сидящий по правую руку" (Seduto alia sua destra), 1968; "Первая ночь покоя" (La prima notte di quiete), 1972; "Пустыня Тартари" (Ii de-serto dei Tartari), 1976. Библиография: Кино Италии: Неореализм. М., Искусство, 1989; Brunetta G.P. Storia del cinema italiano in 2 v. Editori Riuniti, Roma, 1982. |