Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая


возникают из ниоткуда.

Внешне " Как в зеркале"
знаменует собой начало че-

го-то нового. Технически постановка безукоризненна. Рит-

мически безупречна. Каждый кадр на своем месте. То, что

мы со Свеном Нюквистом не раз смеялись над тестообраз-

ным освещением, уже другая история. Дело в том, что как

раз в то время мы всерьез начали обсуждать проблемы све-

та. Это привело к совсем иным операторским решениям в

"Вечере шутов" и в "Молчании". Таким образом, с кинема-

тографической точки зрения "Как в зеркале" - фильм за-

вершающий.

Эпилог - сцена между
Давидом и Минусом с за-

ключительной репликой мальчика: "Папа говорил со мной!"

- справедливо критиковали за то, что он повисает в возду-

хе. Думаю, я сочинил его, ощущая потребность быть дида-

ктичным. Возможно, он пристегнут для того, чтобы попы-

таться сказать нечто, чего сказать не удалось. Не знаю. Се-

годня при просмотре у меня возникает неприятное чувство.

Фильм пронизан едва ощтимой фальшью.

Не следует забывать,
что годом раньше я сделал

"Девичий источник", картину, которая в то время упрочила

мое положение. И даже получила Оскара.

И по сей день я головой
отвечаю за то, как разра-

батывается в "Седьмой печати" религиозная
проблемати-

ка. Она проникнута светом
подлинной мечтательной

набожности.

Зато в "Девичьем
источнике" мотивация в высшей

степени пестрая. Образ Бога, уже давно покрывшийся
тре-

щинами, присутствует в фильме больше для декорации.
На

самом деле меня, главным образом, занимала страшная
ис-

тория про девочку, насильника и месть. Мои
собственные

религиозные представления уже дали сильный крен влево.

В книге
Вильгота Шемана о "Причастии" ("L136.

Дневник с Ингмаром Бергманом") есть фраза,
намекающая

на связь между "Девичьим источником" и "Как в зеркале".

Шеман пишет, что я планирую поставить
"Причастие" как

заключительную часть трилогии, начатую
"Девичьим ис-

точником" и "Как в зеркале".

Сегодня мне представляется,
что этот вывод сделан

задним числом. Я вообще скептически отношусь
ко всей

этой идее трилогии. Она возникла во время моих
бесед с

Шеманом и окрепла после опубликования "Как
в зеркале",



-----------------------------------------------------------------------

"Как в зеркале": "Из моря выходят четыре человека..."

-----------------------------------------------------------------------

===================================================================

К стр. 244

В книге Вильгота Шемана о "Причастии"...

Шеман Вильгот (р. 1924) - шведский режиссер
и писатель, также сни-

мался в своих фильмах. У Бергмана сыграл
в картине "Стыд". Был ас-

систентом режиссера на фильме
"Причастие". Написал о его съемках

книгу "L 136. Dagbok med Ingmar Bergman"
(1963). Отрывки из нее

опубликованы в сборнике
"Ингмар Бергман. Статьи. Рецензии. Сце-

нарии. Интервью" (с. 264 - 280).

Предыдущая Следующая