Предыдущая Следующая
возникают из ниоткуда.
Внешне " Как в зеркале"
знаменует собой начало че-
го-то нового. Технически постановка безукоризненна. Рит-
мически безупречна. Каждый кадр на своем месте. То, что
мы со Свеном Нюквистом не раз смеялись над тестообраз-
ным освещением, уже другая история. Дело в том, что как
раз в то время мы всерьез начали обсуждать проблемы све-
та. Это привело к совсем иным операторским решениям в
"Вечере шутов" и в "Молчании". Таким образом, с кинема-
тографической точки зрения "Как в зеркале" - фильм за-
вершающий.
Эпилог - сцена между
Давидом и Минусом с за-
ключительной репликой мальчика: "Папа говорил со мной!"
- справедливо критиковали за то, что он повисает в возду-
хе. Думаю, я сочинил его, ощущая потребность быть дида-
ктичным. Возможно, он пристегнут для того, чтобы попы-
таться сказать нечто, чего сказать не удалось. Не знаю. Се-
годня при просмотре у меня возникает неприятное чувство.
Фильм пронизан едва ощтимой фальшью.
Не следует забывать,
что годом раньше я сделал
"Девичий источник", картину, которая в то время упрочила
мое положение. И даже получила Оскара.
И по сей день я головой
отвечаю за то, как разра-
батывается в "Седьмой печати" религиозная
проблемати-
ка. Она проникнута светом
подлинной мечтательной
набожности.
Зато в "Девичьем
источнике" мотивация в высшей
степени пестрая. Образ Бога, уже давно покрывшийся
тре-
щинами, присутствует в фильме больше для декорации.
На
самом деле меня, главным образом, занимала страшная
ис-
тория про девочку, насильника и месть. Мои
собственные
религиозные представления уже дали сильный крен влево.
В книге
Вильгота Шемана о "Причастии" ("L136.
Дневник с Ингмаром Бергманом") есть фраза,
намекающая
на связь между "Девичьим источником" и "Как в зеркале".
Шеман пишет, что я планирую поставить
"Причастие" как
заключительную часть трилогии, начатую
"Девичьим ис-
точником" и "Как в зеркале".
Сегодня мне представляется,
что этот вывод сделан
задним числом. Я вообще скептически отношусь
ко всей
этой идее трилогии. Она возникла во время моих
бесед с
Шеманом и окрепла после опубликования "Как
в зеркале",
-----------------------------------------------------------------------
"Как в зеркале": "Из моря выходят четыре человека..."
-----------------------------------------------------------------------
===================================================================
К стр. 244
В книге Вильгота Шемана о "Причастии"...
Шеман Вильгот (р. 1924) - шведский режиссер
и писатель, также сни-
мался в своих фильмах. У Бергмана сыграл
в картине "Стыд". Был ас-
систентом режиссера на фильме
"Причастие". Написал о его съемках
книгу "L 136. Dagbok med Ingmar Bergman"
(1963). Отрывки из нее
опубликованы в сборнике
"Ингмар Бергман. Статьи. Рецензии. Сце-
нарии. Интервью" (с. 264 - 280).
Предыдущая Следующая
|