Предыдущая Следующая
щее вино, заглянул в глубину, на самое дно сосуда,
и прошептал: "Яви свой лик, о боже". И тогда
Маркус поднял маску у меня за плечом так, что ли-
цо старухи, освещенное сумеречным светом из ок-
на, отразилось в вине, вот так. И я прошептал:
"Благодарю тебя, боже, что ты позволил вкусить
от тебя". И, наклонившись к отражению, отпил
вино, вот так. Но тут Маркус засмеялся, торжест-
венность момента была нарушена, и я пустил вет-
ры. Он сказал, что зто настоящий заключительный
хорал. Тут нас и застигли.
175
Вот каков был замысел "Ритуала". Два гомосексуалиста,
почти обнаженные, стоят у окна, не сознавая, а может быть,
и прекрасно сознавая, что стоят именно у окна. За окном
парк и улица, кто-то заметил их и заявил в полицию. Они
играли. Маркус, скульптор, слепил чудовищную маску, изо-
бражающую тещу безымянного человека, и внезапно они
сотворили древний ритуал подношения чаши.
Таким образом,
сам замысел был более грубый, по-
нятный и более отталкивающий, чем получилось в фильме.
Я узнал о ритуале
подношения чаши, штудируя
"Вакханок", и даже обсуждал с Ларсом Леви Лаэстадиу-
сом возможность постановки этой драмы на большой сцене
с Гертруд Фрид в роли Диониса и Максом фон Сюдовом в
роли Пенфея. Мы начали планировать работу, но тут нас
одолели сомнения. Перед Городским театром Мальме стоя-
ла, в сущности, единственная задача - привлечь в театр
зрителей. Поэтому, взвесив все "за" и "против", мы без
особых эмоций поставили на этом проекте крест. Ведь театр
=================================================================
К стр. 175
Лаэстадиус Ларс Леви (1909 - 1982) - шведский
театральный дея-
тель, драматург, переводчик.
... штудируя "Вакханок"...
Постановку "Вакханок" Еврипида Бергман осуществил
в 1996 г. в
"Драматене".
==================================================================
176
боролся за свое существование, а задуманное нами пред-
приятие было чересчур масштабно и явно рассчитано на
слишком узкий круг людей.
В античной Греции
театр был неразрывно связан с
религиозными ритуалами. Зрители собирались задолго до
восхода солнца. На рассвете появлялись жрецы в масках.
Поднимающееся над горами солнце освещало середину аре-
ны, где был воздвигнут небольшой алтарь. Кровь жертвен-
ного животного стекала в огромную чашу. За спинами жре-
цов прятался жрец в золотой маске божества. Когда солнце
поднималось еще выше, два жреца точно в нужный момент
возносили чашу так, чтобы зрители видели, как маска
божества отражается в крови. Вот отыграл оркестр из бара-
банов и свирелей, закончили песнопения жрецы. И через
несколько минут жрец-прислужник, опустив чашу, отпивал
глоток крови.
Первой моей
мыслью было делать "Ритуал" парал-
лельно со "Стыдом". "Стыд" почти целиком снимался на
натуре, и для съемок мы выстроили дом, вполне пригодный
в качестве павильона. Почему бы в дождливые дни не по-
Предыдущая Следующая
|