Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая


и бедности, они трудились не покладая рук над популяриза-

цией моих картин.


В группе бродячих актеров есть старая Бабушка,

сыгранная Наимой Вифстранд с неподражаемой мудро-

стью. Ей двести лет, она ведьма. Заставляет падать под-

свечники, лопаться стаканы. Так что она настоящая колду-

нья, уходящая корнями в древние традиции. В то же время

она и самая из них ушлая - продает "любовный напиток"

и копит заработанные на этом деньги. Теперь она собралась

уйти на покой и перестать заниматься опасным делом.

Но вторая центральная фигура, наряду с Аманом-

Мандой, - все же Юхан Спегель, актер. Он умирает два-

жды. Как Агнес в "Шепотах и криках", он умирает, за-

стревая на полдороге.

Спегель
и мертв и не мертв:


"...Я не умер. Но уже превращаюсь в привидение.


В сущности, в роли призрака я намного лучше, чем

====================================================================

К стр. 170

Вифстранд Наима (1890 -
1968) - шведская актриса. В кино - с

1943 г. У Бергмана сыграла в 1949 - 1968 гг.
в 7-ми фильмах.

=======================================================================

171


в облике человека. Убедительнее. Мне никогда не


удавалось этого добиться, когда я был актером... "

Он - единственный, кто мгновенно распознает Фоглера.

"Обманщик, вынужденный скрывать свое истинное лицо".

Вечером, накануне предстоящего Фоглеру великого

Сеанса магии, они встречаются во второй раз: "Встречают-

ся за ширмой, там, где тени от занавеса, расшитого знаками

Зодиака и таинственными значками, кажутся бездонны-

ми". Лицо Спегеля обращено во тьму:


"Я в своей жизни знал одну-единственную мо-

литву: "Используй меня. Сделай из меня что-ни-

будь". Но бог так и не понял, какой сильный и

преданный раб из меня бы получился. Так и не на-

шлось мне применения. Впрочем, это тоже ложь.

Шаг за шагом ты погружаешься во тьму. Единст-

венная истина - само движение".

Это тот же самый Спегель, который раньше говорил:


"Я всегда мечтал о ноже. Лезвии, которое бы об-

нажило мои внутренности. Вырезало бы мой мозг,

мое сердце. Освободило бы меня от моего содер-

жимого. Отрезало бы мне язык и член. Острое

лезвие ножа, которое выскребло бы всю грязь. И

тогда из этой бессмысленной падали вознесся бы

ввысь так называемый дух".

Звучит, возможно, туманно, но в зтом - суть. Слова отра-

жали жажду того художественного творчества. Я

вообразил, что когда-нибудь, обретя мужество, смогу стать

неподкупным и перестану думать о цели.


То была естественная реакция на все остальное в

"Лице". например, разврат!

172

Мне часто казалось, что я втянут в бесконечный ве-

селый разврат. Требовалось заманить зрителя. С утра до ве-

чера шло шоу. Меня это развлекало, о чем-то другом не бы-

ло и речи. Но в глубине души скрывалась страстная мечта,

вложенная мной в уста Спегеля.


Сценарий "Лица" помечен 4 июня 1958 года, а 30-

го мы уже приступили к съемкам, продолжавшимся все ле-

Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz