Предыдущая Следующая
и бедности, они трудились не покладая рук над популяриза-
цией моих картин.
В группе бродячих актеров есть старая Бабушка,
сыгранная Наимой Вифстранд с неподражаемой мудро-
стью. Ей двести лет, она ведьма. Заставляет падать под-
свечники, лопаться стаканы. Так что она настоящая колду-
нья, уходящая корнями в древние традиции. В то же время
она и самая из них ушлая - продает "любовный напиток"
и копит заработанные на этом деньги. Теперь она собралась
уйти на покой и перестать заниматься опасным делом.
Но вторая центральная фигура, наряду с Аманом-
Мандой, - все же Юхан Спегель, актер. Он умирает два-
жды. Как Агнес в "Шепотах и криках", он умирает, за-
стревая на полдороге.
Спегель
и мертв и не мертв:
"...Я не умер. Но уже превращаюсь в привидение.
В сущности, в роли призрака я намного лучше, чем
====================================================================
К стр. 170
Вифстранд Наима (1890 -
1968) - шведская актриса. В кино - с
1943 г. У Бергмана сыграла в 1949 - 1968 гг.
в 7-ми фильмах.
=======================================================================
171
в облике человека. Убедительнее. Мне никогда не
удавалось этого добиться, когда я был актером... "
Он - единственный, кто мгновенно распознает Фоглера.
"Обманщик, вынужденный скрывать свое истинное лицо".
Вечером, накануне предстоящего Фоглеру великого
Сеанса магии, они встречаются во второй раз: "Встречают-
ся за ширмой, там, где тени от занавеса, расшитого знаками
Зодиака и таинственными значками, кажутся бездонны-
ми". Лицо Спегеля обращено во тьму:
"Я в своей жизни знал одну-единственную мо-
литву: "Используй меня. Сделай из меня что-ни-
будь". Но бог так и не понял, какой сильный и
преданный раб из меня бы получился. Так и не на-
шлось мне применения. Впрочем, это тоже ложь.
Шаг за шагом ты погружаешься во тьму. Единст-
венная истина - само движение".
Это тот же самый Спегель, который раньше говорил:
"Я всегда мечтал о ноже. Лезвии, которое бы об-
нажило мои внутренности. Вырезало бы мой мозг,
мое сердце. Освободило бы меня от моего содер-
жимого. Отрезало бы мне язык и член. Острое
лезвие ножа, которое выскребло бы всю грязь. И
тогда из этой бессмысленной падали вознесся бы
ввысь так называемый дух".
Звучит, возможно, туманно, но в зтом - суть. Слова отра-
жали жажду того художественного творчества. Я
вообразил, что когда-нибудь, обретя мужество, смогу стать
неподкупным и перестану думать о цели.
То была естественная реакция на все остальное в
"Лице". например, разврат!
172
Мне часто казалось, что я втянут в бесконечный ве-
селый разврат. Требовалось заманить зрителя. С утра до ве-
чера шло шоу. Меня это развлекало, о чем-то другом не бы-
ло и речи. Но в глубине души скрывалась страстная мечта,
вложенная мной в уста Спегеля.
Сценарий "Лица" помечен 4 июня 1958 года, а 30-
го мы уже приступили к съемкам, продолжавшимся все ле-
Предыдущая Следующая
|