Предыдущая Следующая
взничь на землю, тяжелая камера - на него. Находившаяся
здесь же "скорая помощь" отвезла его в больницу. Все вы-
разили намерение прекратить работу и разойтись по домам.
Но я отказался прерывать съемку. Наступил окислое швед-
ское молчание. Группа выполнила все мои указания, но с
сильным сопротивлением. Уезжая ночью домой, я был готов
сдаться.
Техник выжил. Съемки "Кризиса" потихоньку
про-
двигались вперед при растущей враждебности между мной
и окружающими. По любому поводу возникали недовольст-
во и перебранки. Неужели я когда-нибудь овладею зтой
профессией, думал я.
Помимо благожелательно относившегося
к коллеге
Виктора Шестрема я обрел по окончании столь затянув-
шихся съемок еще одного союзника в монтажере Оскаре
Русандере:
Когда я пришел к нему, закончив съемки, истекаю-
=====================================================================
К стр. 129
Русандер Оскар (1901 -
1971) - монтажер студии "Свенск Фильмин-
дустри" в 1935 - 1961 гг. Работал с Бергманом
в 1946 - 1960 гг. над
12-ю фильмами.
======================================================================
130
щий кровью, дрожащий от ярости, он встретил ме-
ня с порывисто-дружелюбной объективностью.
Безжалостно указал на то, что было плохо, ужас-
но, неприемлемо, но зато похвалил то, что ему по-
нравилось. Он же посвятил меня в тайны монтажа,
раскрыв одну фундаментальную истину: монтаж
начинается во время съемки, ритм создается в сце-
нарии. Я знаю, что многие режиссеры поступают
наоборот. Для меня же это правило Оскара Русан-
дера стало основополагающим.
Премьера "Кризиса" состоялась в феврале 1946 года,
фильм провалился с громким треском. А я вернулся в театр,
в Хельсингборг. Кинокомпания словно воды в рот набрала.
Тем не менее шеф студии Киногородка Харальд Муландер
открыто пригрозил уйти из студии, если там когда-нибудь
опять появится Бергман. Поражение было полнейшее.
И тут на сцене возник Лоренс Мармстедт. Я встре-
чал его несколько раз в обществе Альфа Шеберга. Как-то
он мне сказал: "Я с удовольствием пробую на зуб способ-
ных людей, тебе надо прийти ко мне и поставить фильм".
Этот разговор состоялся после успеха "Травли".
Через
несколько дней после премьеры "Кризиса"
раздался телефонный звонок. Звонил Лоренс: "Дорогой
Ингмар. Какой жуткий фильм! Хуже, пожалуй, не быва-
ет! Предложения теперь небось так и сыплются?"
Лоренс
Мармстедт - свободный кинопродюсер
владел небольшой, но обладавшей чрезвычайно высокой
репутацией кинофирмой "Террафильм". В тот момент он
как раз получил заказ от Карла Чильбума из объединения
"Народные кинотеатры Швеции" на производство двух
фильмов. Первый из них должен был сниматься по норвеж-
ской пьесе "Хорошие люди" Оскара Бротена. Сценарий
---------------------------------------------------------------------
Лоренс Мармстедт на фоне портрета Морица Стиллера.
Стина Бергман - на фоне портрета Яльмара Бергмана.
Предыдущая Следующая
|