Предыдущая Следующая
Наша маленькая
фирма...
Речь идет о фирме "Синематограф", появившейся во второй половине
60-х гг. Позднее Бергман организовал фирму "Персонафильм".
===============================================================
81
Енни с родителями, попавшими в автокатастрофу. Здесь
Енни их бьет. Но в одном отношении режиссура этой сце-
ны неверна: Енни следовало бы успокоится, а не продол-
жать в том же духе, что и родители. Тогда я этого не пони-
мал. Но тут присутствует конкретное настроение сна.
Все остальное - натужное
усилие. Я блуждаю в
пространстве, от которого предостерегал в предисловии
к
сценарию, - в пространстве клише.
На самом дне
желтого картонного ящика у меня
хранится небольшая жуткая новелла. Я написал ее
в 40-х
годах. Ночь; в кровати в бабушкиной квартире лежит маль-
чик, он не спит. По полу бегут два крошечных человечка.
Мальчик ловит одного и раздавливает его в кулаке. Это де-
вочка. Речь идет о детской сексуальности и детской жесто-
кости. Моя сестра с подчеркнутым упрямством утверждает,
будто моя темная гардеробная ведет свое начало из Уппса-
лы. Это был бабушкин способ наказания, а
не родитель-
ский. Если меня когда и запирали в гардеробной дома,
то
там у меня хранились игрушки и карманный фонарик
с зе-
леным и красным огоньками, с помощью которого
я устра-
ивал себе кино, - весьма приятно и ничуть не страшно.
Сидеть в гардеробной
в бабушкиной старомодной
квартире было, вероятно, намного хуже. Но это я вытеснил
из памяти совершенно. Для меня бабушка (по
матери) бы-
ла и осталась светлым образом.
Теперь она мелькает в примальной
драме Енни, но я
не способен воплотить воспоминания в образы. Память
на-
столько внезапна и ранима, что я немедленно ссылаю ее об-
ратно во мрак. Полное творческое поражение.
Но в самом намерении есть
зерно истины. У бабуш-
ки могло быть два лица.
Из раннего детства
я вспоминаю исполненный нена-
висти разговор бабушки с отцом, подслушанный
мной из
======================================================
К стр. 81
Теперь она мелькает в примальной драме Енни...
Бергман прибегает к термину Артура Янова
из его книги "Первичный
крик". 0 своем увлечении этой книгой и о встрече
с лосанджелесским
психотерапевтом Бергман
рассказал в "Латерне
Магике"
(с. 227 - 228).
==================================================================
83
соседней комнаты. Они сидели за столом,
пили чай, и вдруг
бабушка заговорила таким тоном, какого
я прежде никогда
у нее не слышал. Помню, как
я испугался: у бабушки есть
другой голос!
Вот что маячило
передо мной! Бабушка Енни долж-
на была внезапно предстать в ужасающем
обличье, а потом,
после возвращения домой,
превратиться в маленькую пе-
чальную старушку.
Дино Де Лаурентис
остался в восторге от фильма, и
рецензии в Америке были прекрасными.
Предыдущая Следующая
|