Предыдущая Следующая
Сегодня, когда я вновь
смотрю "Час волка", я понимаю,
31
что фильм повествует о скрытой и строго оберегаемой
раз-
двоенности, проявляющейся и в ранних
моих фильмах, и в
поздних: Аман в "Лице", Эстер в
"Молчании", Тумас в
"Лицом к лицу", Элисабет в "Персоне",
Измаил в "Фан-
ни и Александре". Для меня "Час волка"
важен, посколь-
ку представляет собой попытку проникнуть в
труднодоступ-
ную проблематику, предварительно очертив
ее границы.
Я осмелился сделать несколько шагов,
но не преодолел
всего пути.
Если бы я потерпел
неудачу с "Персоной", я ни за
что бы не рискнул поставить "Час волка".
Этот фильм не
шаг назад. Это неуверенный шаг в нужном направлении.
На гравюре
Акселя Фриделля изображена группа
карикатурных людоедов, готовых наброситься
на крошеч-
ную девочку. Все ждут, когда в погруженной в
сумрак ком-
нате погаснет восковая свеча. Девочку
охраняет дряхлый
старик. Укрывшийся в тени истинный
Людоед в костюме
клоуна дожидается, когда догорит свеча. Во мраке там и
сям
видны устрашающие фигуры.
Предполагаемая заключительная
сцена: я вешаюсь
на потолочной балке,
делаю то, что вообще-то дав-
но собирался, дабы
подружиться с моими Призра-
ками. Они ждут внизу,
у моих ног. После само-
убийства - праздничный
ужин - распахиваются
двойные двери. Под
звуки музыки (паваны) я под
руку с Дамой приближаюсь
к ломящемуся от яств
столу.
У "Я" есть любовница. Она живет на мате-
рике, но
летом ведет мое хозяйство. Это крупно-
телая,
молчаливая, миролюбивая женщина.
Мы
вместе плывем
на остров, вместе ходим по дому,
вместе ужинаем.
За обедом я выдал ей хозяйствен-
ные деньги.
Внезапно она начала смеяться. У нее
=========================================================
К стр. 31
На гравюре Акселя Фриделля...
Речь идет об иллюстрации шведского графика Акселя Фриделля (1894
- 1935) к роману Ч. Диккенса "Лавка древностей".
==============================================================
32
выпал зуб. Когда она смеялась, это было
заметно,
и она смущалась. Не стану утверждать,
будто она
красива, но мне с ней хорошо, и
я прожил с ней
пять лет.
"Причастие", если хотите, представляет со-
бой нравственную победу и разрыв. Потреб-
ность нравиться публике всегда вызывала
у меня
неловкость. Моя любовь к зрителю складывалась
непросто, с сильной примесью боязни
не угодить.
В основе художественного самоутешения
лежало и
желание утешить зрителя: подождите,
не все так
страшно! Страх потерять власть над людьми...
мой эакониый страх потерять хлеб насущный.
тем не менее порой возникает гневливая
потреб-
ность обнажить оружие, отбросить всяческую
лесть. С риском быть вынужденным пойти
на
двойные компромиссы в дальнейшем (кинемато-
граф не отличается особой деликатностью
в от-
ношении собственных анархистов), однажды
рас-
прямиться и без призраков сожаления
Предыдущая Следующая
|