Предыдущая Следующая
К стр. 278
Нильссон Май-Бритт (р. 1924) - шведская актриса. В кино - с 1945
г.
У Бергмана сыграла в фильмах "К
радости", "Летняя игра", "Женщи-
ны ждут".
======================================================================
282
Девятая симфония Бетховена. В принципе я с полным по-
ниманием отношусь и к мелодраме, и к так называемой
"мыльной" опере. Перед тем, кто правильно пользуется ме-
лодрамой, раскрываются широкие эмоциональные возмож-
ности. Я способен - как в "Фанни и Александре" - на
абсолютную свободу. Только я должен знать, где проходит
грани а неприемлимого или смешного.
В фильме "К радости"
я этого не знал. Связь меж-
ду смертью жены и "An die Freude" Бетховена выявлена
небрежно, с непостижимым легкомыслием. Моя первона-
чальная история была лучше. Она кончалась просто-напро-
сто тем, что супруги расходились. Правда, они по-прежне-
му играют в одном оркестре, но жена получает предложение
из Стокгольма, что ускоряет развязку.
К сожалению, я не
сумел воплотить такую незамы-
словато-горькую концовку.
Мои фильмы того периода
страдают одним общим
недостатком - неспособностью изобразить на экране сча-
стливую молодость. Проблема, очевидно, состояла в том,
что я сам никогда не был молодым - только незрелым. Я
не общался с молодежью. Я жил в изоляции от нее, а она -
в изоляции от меня. Одновременно я с риском для жизни
страстно увлекся Яльмаром Бергманом и его манерными
молодежными повествованиями, что отразилось на "Летней
игре" и является самым серьезным изъяном "Земляничной
поляны".
Мир молодежи был чужим
для меня миром. Я за-
глядывал в него, оставаясь снаружи. И когда потом мне в
моих картинах требовалось воссоздать молодежный язык, я
прибегал к литературным шаблонам, кокетливом лепету.
В фильме "К радости"
я изображаю события не
только реальные, но и чрезвычайно личные - отсюда насто-
ятельная необходимость отстраниться, создать достаточный
283
обзор. Я не удержал дистанции по отношению к материалу,
и позтому карточный домик рассыпался.
Воплощение личностного
мотива "Летней игре"
получилось уже более достойно. Я сумел отстраниться по
крайней мере на расстояние вытянутой руки.
У "Летней игры" долгая
предыстория. Началом ее
послужил довольно трогательный, если смотреть во времен-
ной перспективе, любовный эпизод, пережитый мной одним
летом, когда семья жила на Урне. Мне было шестнадцать
лет, я, по обыкновению, увяз в школьных заданиях на лето,
лишь изредка принимая участие в развлечениях своих свер-
стников. Я был худ, прыщав, заикался, если не молчал, чи-
тая Ницше, да и одет был намного хуже всех других.
Фантастический мир лени и распутства в обрамле-
нии первозданного и чувственного пейзажа - а я совсем
один. На этом так называемом Райском острове, на дальней
его оконечности, ближе к фьордам, жила девочка, тоже
страдавшая от одиночества. Между нами возникла робкая
Предыдущая Следующая
|