Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

и поэтому нам приходилось до-

вольствоваться довольно
непродолжительными дневными

съемками. Натурные съемки
велись в Даларна, в местах,

граничивших с Орса Финнмарк.
Ноябрьские дни там ко-

ротки, а свет благодарный, но весьма своеобразный.


В картине нет ни единого солнечного
кадра. Мы

снимали только в пасмурную погоду или в туман.


Это - словно собирательный образ шведа, стоящего

у конца шведской действительности в
самую что ни на есть

скверную шведскую погоду.
Вдобавок картина в принципе

лишена фортиссимо.


Кроме одного эпизода - когда Тумас и Мэрта оста-

навливаются у железнодорожного
перехода и он говорит,

что стал пастором по желанию
отца. И тут мимо проносит-

ся грузовой состав с похожими
на громадные гробы вагона-

ми. Это единственная сцена,
отличающаяся сильным визу-

альными и акустическим эффектом.
В остальном же фильм

сделан предельно просто.
Однако под простотой скрывает-

265

ся сложность, ухватить которую нелегко.

На первый
взгляд сложность зта связана с религи-

озной проблематикой, но корни ее уходят
намного глубже.

Пастор умирает эмоционально. Он существует
по ту сторо-

ну любви, в сущности, по ту
сторону всех человеческих

отношений.

Его ад - потому
что он действительно живет в аду

- заключается в том, что он сознает свое положение.

Вместе с женой
он создал нечто в оде стихотворе-

ния. Стихотворения под названием " Бог есть
любовь и лю-

бовь есть Бог".

Она заболевает
раком, и ее страдания упрочивают

их симбиоз. Через боль он приходит
к нежности и ощуще-

нию реальности, той реальности, с
которой ему почти не

приходилось сталкиваться. Он обретает
собственную ре-

альность благодаря своему бессильному
горю при виде му-

чений жены.

Они с
женой - одного поля ягода, двое нашедших

друг друга детей-подранков, сообща,
с помощью красок

создающих себе сносную жизнь.

Их идеализм
хрупок, но он подлинный. При под-

держке жены он проповедует некое
романтическое религи-

озное учение, пробуждая местных жителей
к вере. Прихо-

жане слушают своего пастора. Говорит
он красиво, и жена

пастора тоже красива. Над приходом под
ли ласковые вет-

ры. Муж с женой ходят по домам,
беседуют со стариками,

поют псалмы. Судя по всему, оба
глубоко удовлетворены

своими олями.

Но вот жена
умирает, и его реальность гаснет. Те-

перь он, стиснув зубы, лишь исполняет свой долг. Жена
с ее

мягкой фальшивостью мертва, и образ Бога-отца поблек.

Он истекает
кровью эмоционально, ибо его наив-

ным, детским чувствам всегда недоставало субстанции.
Два



-----------------------------------------------------------------------

В церкви: Тумас (Гуннар Бьернстранд), Мэрта (Ингрид Тулин).

-----------------------------------------------------------------------

268

Предыдущая Следующая