Предыдущая Следующая
и поэтому нам приходилось до-
вольствоваться довольно
непродолжительными дневными
съемками. Натурные съемки
велись в Даларна, в местах,
граничивших с Орса Финнмарк.
Ноябрьские дни там ко-
ротки, а свет благодарный, но весьма своеобразный.
В картине нет ни единого солнечного
кадра. Мы
снимали только в пасмурную погоду или в туман.
Это - словно собирательный образ шведа, стоящего
у конца шведской действительности в
самую что ни на есть
скверную шведскую погоду.
Вдобавок картина в принципе
лишена фортиссимо.
Кроме одного эпизода - когда Тумас и Мэрта оста-
навливаются у железнодорожного
перехода и он говорит,
что стал пастором по желанию
отца. И тут мимо проносит-
ся грузовой состав с похожими
на громадные гробы вагона-
ми. Это единственная сцена,
отличающаяся сильным визу-
альными и акустическим эффектом.
В остальном же фильм
сделан предельно просто.
Однако под простотой скрывает-
265
ся сложность, ухватить которую нелегко.
На первый
взгляд сложность зта связана с религи-
озной проблематикой, но корни ее уходят
намного глубже.
Пастор умирает эмоционально. Он существует
по ту сторо-
ну любви, в сущности, по ту
сторону всех человеческих
отношений.
Его ад - потому
что он действительно живет в аду
- заключается в том, что он сознает свое положение.
Вместе с женой
он создал нечто в оде стихотворе-
ния. Стихотворения под названием " Бог есть
любовь и лю-
бовь есть Бог".
Она заболевает
раком, и ее страдания упрочивают
их симбиоз. Через боль он приходит
к нежности и ощуще-
нию реальности, той реальности, с
которой ему почти не
приходилось сталкиваться. Он обретает
собственную ре-
альность благодаря своему бессильному
горю при виде му-
чений жены.
Они с
женой - одного поля ягода, двое нашедших
друг друга детей-подранков, сообща,
с помощью красок
создающих себе сносную жизнь.
Их идеализм
хрупок, но он подлинный. При под-
держке жены он проповедует некое
романтическое религи-
озное учение, пробуждая местных жителей
к вере. Прихо-
жане слушают своего пастора. Говорит
он красиво, и жена
пастора тоже красива. Над приходом под
ли ласковые вет-
ры. Муж с женой ходят по домам,
беседуют со стариками,
поют псалмы. Судя по всему, оба
глубоко удовлетворены
своими олями.
Но вот жена
умирает, и его реальность гаснет. Те-
перь он, стиснув зубы, лишь исполняет свой долг. Жена
с ее
мягкой фальшивостью мертва, и образ Бога-отца поблек.
Он истекает
кровью эмоционально, ибо его наив-
ным, детским чувствам всегда недоставало субстанции.
Два
-----------------------------------------------------------------------
В церкви: Тумас (Гуннар Бьернстранд), Мэрта (Ингрид Тулин).
-----------------------------------------------------------------------
268
Предыдущая Следующая
|