Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Попробуем теперь разобраться с тем, что такое эти вертовские интервалы и вертовский ритм. Во-первых, несмотря на то, что сам Вертов приводит сравнение с музыкальными интервалом и ритмом, но у него эти термины обретают не-музыкальный смысл, поскольку не связываются им с человеческой чувственностью, по законам которой жил классический мир, и предельным выражением которой в искусстве считалась музыка. Во-вторых, эти термины обретают анти-музыкальный смысл, поскольку через них Вертов фактически описывает изначальный хаос, лишая видимый мир ублажающей гармонии. На эту сторону его теории обращает внимание Жиль Делёз, который несомненно симпатизирует материально-машинному сверхчеловеческому хаосу Вертова, чем-то отдаленно напоминающему машинный хаосмос "Анти-Эдипа" Делёза и Гваттари. Он пишет: "Оригинальность вертовской теории интервалов в том, что она уже не создает пробел, который вырезается (выделяется), дистанцию между двумя последовательными образами, но, напротив, вводит корреляцию двух далеких друг от друга изображений (несоизмеримых с точки зрения нашей человеческой перцепции)"3. Фактически Вертов предлагает такую концепцию сборки мира, в которой человеческая перцепция не зависит от субъективности монтажа. Само понятие 78 монтажа уже входит в конституирование изображения. Поэтому предельным элементом такого кинематографа интервалов оказывается фотограмма, на что, кстати, обращает внимание Делёз, когда говорит о секрете, за которым всегда охотится кино, как еще одном значении интервала, "той неопределенной точке, в которой движение останавливается", но не устраняется, и это не возврат к фотографии, "это генетический элемент изображения или такой иной элемент движения <...>, при котором оно (движение) создается в каждый момент заново, сПпагпеп эпикурейского материализма. Олег Аронсон. Метакино. © Издательство "Ад Маргинем", 2003 37 Янко Слава (Библиотека РоИУРа) || http://vanko.lib.ru 38 <...> И если кино выходит за пределы перцепции, то это надо понимать как то, что оно достигает генетических элементов любой возможной перцепции, тех точек, которые создают перцептивные изменения самой перцепции"4. Напомним, что поиск перцептивных генетических элементов Вертов начинал именно со звука, еще до революции, когда экспериментировал с монтажом грамзаписей, был организатором "Лаборатории слуха", записывал звуки лесопильного завода, "пытался описать слышимый завод так, как слышит его слепой" , буквами вводил шумы в свои футуристические стихи, но был крайне разочарован недостаточностью средств. "...Меня не удовлетворяли опыты с уже записанными звуками. В природе я слышал значительно большее количество разных звуков, а не только пение и скрипку из репертуара обычных грамзаписей. |