Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Вернемся тем не менее к кинематографическим знакам любви. Когда-то, в раннем кино, формировавшем свой язык, свою сферу выразительности, они акцентировались именно в качестве знаков, требующих для себя некоторого времени считывания. Зритель должен был научиться любовному взгляду, любовному жесту, жесту ревности, Олег Аронсон. Метакино. © Издательство "Ад Маргинем", 2003 121 Янко Слава (Библиотека Fort/Dal || http://vanko.lib.ru 122 монтажным деталям, репрезентирующим чувства персонажей. Но уже в 30-е годы все эти 260 "освоенные" знаки, которые используются и по сей день как естественные и незамечаемые, оказались для некоторых режиссеров слишком... знаками. Можно сказать, что Виго в "Аталанте", Карне в "Набережной туманов", Любич в "Ангеле" пытаются нащупать некий образ-любовь, окрашивающий все возможные знаки выражения, наполняющий их значением. И если Виго ищет эротизм образа в чувственной реальности вещного мира, то Карне и Любич - в минимизации выражения чувств, в том самом достоинстве, которое сопутствует персонажам Жана Габена и Мишель Морган (в "Набережной туманов") или Герберта Маршалла и Марлен Дитрих (в "Ангеле"). Достоинство, сдерживающее чувство и слова, открывает особую сферу кинематографического эротизма в решении темы любви. Сегодня глаз зрителя уже обучен настолько, что любовь как кинематографическая перцептивная форма не вызывает практически никаких затруднений, даже наоборот, гораздо сложнее дать ее новые образы. Так, достаточно минимального движения двух лиц навстречу друг другу в кадре, как уже есть образ поцелуя, а если поцелуй и не состоялся, то наверняка состоялся образ-любовь. Моментальность подобных образов столь велика, что знаки всегда запаздывают, оставляя восприятие в некотором вакууме удовольствия. В этом кинематографическом удовольствии любовь в качестве сюжета уже вполне случайна (хотя и очень эффективна), а на первый план выходит сверхскоростная актуализация образов-желаний и образов-воспоминаний, то есть забытого в воспоминании и невозможного (запрещенного, подавляемого) в желании, образов, в которых "я" претерпевает моментальное становление другим, в которых обнаруживается несобственная составляющая опыта. Именно в этом опыте я готов потерять субъективность, перестать воспринимать, а стать восприимчивым, готов становиться другим, готов разделить этот опыт с другими. Но почему мы все-таки настаиваем на слове "любовь" для обозначения этого опыта? Чем хуже кантовский "долг"? И в том и в другом случае другой обладает очевидной привилегией. Но не так просто оказаться в ситуации "привилегии другого". Это требует эротизма, ведущего "я" по пути самоустранения. Действительно, долг, базирующийся на достоинстве, дает другому привилегию, вводит свободу как свободу другого. Однако само да-261 рование свободы возвращает "я" силам субъективности, способности к жертве и аскезе. Кино же обнажает нашу нежертвенную готовность отдать другому первенство, видеть как он, чувствовать как он. Кино открывает ту способность желания, которую мы не в силах открыть, если думаем о своем собственном желании, что непосредственно связано со способностью мышления быть открытым. Открытым навстречу новому, иному. Мы обучаемся этому в фигурах любви, когда перестаем бояться банальных фраз. Мы обучаемся этому в кинозале, когда нас захватывают образы, наивность и шаблонность которых, может быть, очевидна, но именно они говорят нам, как устроены наше восприятие и мышление и каковы наши шансы "стать другими", измениться, ощутить новое. В книге использованы кадры из фильмов: С. 10 — Большое ограбление поезда (США, 1903), режиссёр Э.Портер С. 114 - Газовый свет (США, 1944), режиссёр Дж.Кьюкор С. 184 - Июльский дождь (СССР, 1967), режиссёр М.Хуциев С. 228 — Аталанта (Франция, 1934), режиссёр Ж.Виго Олег Аронсон Метакино Ведущий редактор - А.Иванов Художник - С.Шаховская Корректоры - Г.Асланянц, П.Корсунская Подписано в печать 10.02.03. Формат издания 70x90/16. Бумага офсетная Гарнитура Newton С Заказ № ООО «Издательство Ад Маргинем» 113184, Москва, 1-й Новокузнецкий пер., 5/7 тел./факс 951-93-60 Олег Аронсон. Метакино. © Издательство "Ад Маргинем", 2003 122 Янко Слава (Библиотека Fort/Dal || http://vanko.lib.ru 123 e-mail: ad-marg@rinet.ru Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО типографии «Полимаг» 127247, Москва, Дмитровское шоссе, 107 Электронная версия книги: Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html || Номера страниц - внизу update 26.01.07 Олег Аронсон. Метакино. © Издательство "Ад Маргинем", 2003 123 |