Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Олег Аронсон. Метакино. © Издательство "Ад Маргинем", 2003 106 Янко Слава (Библиотека £огі/Оа) || http://vanko.lib.ru 107 Часть IV. Кант о кино Об опережающем мышлении В своих попытках размышлять о кино мы (исследователи, критики, а также просто люди заинтересованные и увлеченные) не можем избежать использования некоторых понятий, которые, как нам кажется, ясны и прозрачны для каждого. Когда мы выносим суждение о фильме, то невольно пользуемся тем аппаратом, который был разработан классической эстетикой, хотя порой и отдаем себе отчет, что в ситуации с кинематографом такие слова, как "искусство", "техника", "язык", а также многие другие, значат не совсем то же самое, что они значили применительно к живописи или литературе. Попытки установления границ между различными сферами художественного выражения предпринимались постоянно как теоретиками, так и практиками кино. Наша задача в данном случае иная. Мы предполагаем не устанавливать систему различий или соотнесений кинематографа и "других искусств", но попробуем ответить на вопрос о том, в какой степени и как меняется наше представление о таких вещах, как "искусство", "язык" и даже "свобода" и "любовь", когда мы имеем дело со сферой кинематографического выражения. 231 Проводником в этом замысле будет Иммануил Кант, чье отношение к "эстетическому суждению" представляется нам настолько формализованным, что позволяет рассматривать его и применительно к современной ситуации, несмотря на те многие радикальные изменения, которые произошли в художественной культуре нашего столетия. Именно благодаря предельной формализации работы с понятиями кантовские рассуждения, даже теряя свой исторический контекст, продолжают оставаться продуктивными в современной ситуации, когда изменились не только философия и искусство, но когда в результате этих перемен изменилось наше восприятие текстов самого Канта. Мы не претендуем на систематическое изложение его взглядов, а лишь попытаемся выявить то, что сохраняется в его текстах (и прежде всего в "Критике способности суждения"), когда они читаются из сегодняшнего дня, исходя из того, что в культуре функционируют уже совсем иные высказывания и иные способы выражения. Таким образом, нам важно не только то, что может Кант сегодня нам сказать о кино, но скорее то, каким образом само прочтение Канта оказывается иным в результате применения его рассуждений к сфере кинематографа. Искусство Обратимся к §43 "Критики способности суждения", который называется "Об искусстве вообще". На этих двух страницах Кант вводит три разграничения искусства и не-искусства, благодаря чему ему удается не столько определить, что такое "искусство", сколько указать то место, где его следует искать. |