Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

Джордж Сорос в журнале «Атлантик мансли» поде­лился своими соображениями по поводу глобализации рынка. Человек, которому капитализм позволил зарабо­тать огромные миллиарды, рассуждает об... угрозе капи­тализма. Или, более широко, об опасностях, подстерега­ющих мир в конце тысячелетия.

Существовали две главные концепции общественно­го устройства, внутри которых мы жили. Мир был поде­лен на открытые общества и закрытые. Закрытое обще­ство навязывало человеку свою, идеальную концепцию мироустройства, открытое - давало возможность про­явить себя, никак не ограничивая. Противостояние двух концепций, как оказалось, было очень удобно для всех. Внутри страны наши фильмы и награды им на кинофе­стивалях рассматривались как победы советской идео­логии, Запад же видел в них почтового голубя, донесше­го весть из тюрьмы. Теперь русское кино исключитель­ность свою потеряло, времена те кончились.

Сорос исходит из того, что ни у кого нет монополии на истину. Мы очень часто ведем себя так, будто имеем ее, точно знаем, как надо и как не надо поступать. Но этой монополии не может быть в принципе, и по очень простой причине. Абсолютная истина закрыта для нас уже в силу того, что мы живем внутри этого мира. Если бы мы жили в другой Галактике, то, может быть, сумели бы познать законы этой, поскольку были бы вне ее. Но

357

мы внутри, и потому наша оценка всегда зависит от того, как мы хотим поступить, от нашей точки зрения, нашей системы приоритетов, сколь бы не отличалась она от других. Христос, Иегова или Будда - каждый в своей культуре почитается как единственный носитель истины, никому не возбранено считать себя доверен­ным окончательной правоты.

Сужу по себе. Когда мой отец лет шесть назад возму­щался происходящим в отечестве, тем, как немыслимо богатеют одни и как стремительно нищают другие, я го­ворил: «Ну хорошо, папа, пускай богатые воруют. Глав­ное, чтобы они наворовали достаточно, чтобы стать ка­питалистами». Сегодня мое отношение к этому заметно поменялось. Я тоже грешил верой в абсолютную исти­ну. Рынок казался мне системой саморегулирующейся и самодостаточной. Сорос очень убедительно пишет о том, что нынешний рынок совсем не таков. Думать о са­морегуляции, как думалось во времена Адама Смита, когда экономическая теория создавалась, заблуждение. Смит полагал, что тем, кто строит развитое экономичес­кое общество, присущи как само собой разумеющееся этические нормы, иными словами Божий страх. Не убий, не укради. Б общем, будь порядочным. Но чем ближе мы к концу века, тем очевиднее расплывчатость этических норм - попросту тем меньше страха Божьего.

Гершензон еще в начале века очень точно заметил, что человеку достаточно было бы знать лишь одну тысячную божественной истины, чтобы стать святым. Но факт ос­тается фактом: человечество далеко не свято, ибо знать истину и жить по истине - две разные вещи. Сегодняш­нее развитие дикого, варварского капитализма в России как раз и связано с тем, что рынок есть, а принципов -нет. Никаких. Нет морали. Никто не живет по истине.


Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz