Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

В период с 1939 по 1945 г. он поставил девять фильмов. Два из них — "Китти и международная конфе-ренция"(1939) и "Большая свобода № 7" (1944), были запрещены цензурой, хотя в них не содержалось ничего крамольного. Поскольку в "Китти" речь шла о международной конференции в Лугано, появление ленты сочли несвоевременным. А "Большая свобода" попала под запрет потому, что военные моряки показывались в ней как веселые беззаботные гуляки, а не мужественные защитники родины. Работая под надзором ведомства Геббельса, К. умудрялся оставаться в стороне от пропаганды. Он даже проявил известную смелость, когда выбрал для экранизации произведения французских авторов Мопассана ("Романс в миноре", 1942) и Лафорга ("Под мостами", 1945).

Первым послевоенным фильмом К. стала лента "В те дни" (1947), в качестве героя которой выступил обыкновенный автомобиль, по ходу действия становящийся участником важнейших событий немецкой истории — захвата власти Гитлером, преследований евреев, заговора генералов, падения Берлина. Действие развивается в двух планах — реальном и фантастическом, ибо сам автомобиль — голосом режиссера — комментирует все происходящие события. Получился оригинальный фильм, в весьма необычной форме показавший трагическую судьбу Гер-

КОЙТНЕР ХЕЛЬМУТ

мании в тисках гитлеровской диктатуры. Антифашистская тема была затем продолжена режиссером в лентах "Последний мост" (1953) и "Генерал дьявола" (1954).

В "Последнем мосте" рассказывается история немецкой медсестры Хельги, силой уведенной в горы югославскими партизанами. Долг врача не разрешает ей бросить в беде раненых людей, однако душой она стремится вернуться домой. В конце концов Хельга погибает, потому что не находит в себе силы принять чью-то сторону. Для партизан она — чужая, для соотечественников — предательница.

Тема двойственности получила развитие в одном из самых известных фильмов Койтнера "Генерал дьявола", посвященном судьбе знаменитого немецкого аса генерала Гарри Харраса. Герой немецкого народа презирал выскочку ефрейтора и созданный им режим. Оказавшись на службе третьего рейха, он не оставлял попыток сблизиться с антифашистским сопротивлением, чем спровоцировал слежку гестапо. Загнанный в угол, Харрас пытается спастись бегством, но по роковому стечению обстоятельств именно его самолет испорчен подпольщиками. Герой погибает, отвергнутый обеими противоборствующими сторонами.

В основу сценария была положена пьеса писателя-антифашиста Карла Цукмайера. В последующие годы К. экранизировал еще три его произведения — "Капитан из Кепени-ка" (1956), "Ангелочек из Левена" (1958), "Ганс-живодер" (1958). Все они имели успех, особенно история "Капитана из Кепеника". При ее создании Цукмайер использовал исторический анекдот, случившийся в начале XX века. Некто Вилли Фойгт украл 500 марок и попал в тюрьму. Выйдя на волю, он тщетно пытался натурализоваться. Каждая новая попытка заполучить паспорт путем махинаций заканчивалась водворением в тюрьму. Проведя за решеткой в общей сложности около 35 лет, Вилли Фойгт досконально изучил устав, тактику и стратегию полевого боя. Выйдя на свободу в очередной раз, он приобрел у старьевщика мундир офицера прусской армии и повел на захват паспортного стола целый взвод. Хотя и на этот раз попытка оказалась неудачной, власти сами предложили Фойгту паспорт в награду за храбрость.


Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz