Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

История Вилли Фойгта, уже неоднократно до этого экранизировавшаяся, дала К. прекрасную возможность высмеять воинственный дух прусской военщины, национа-

*89*

РЕЖИССЕРСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. КИНО ЕВРОПЫ

КОКТО ЖАН

лизм и агрессивность немецкой буржуазии. Койтнер умел придавать актуальность отнюдь не новым, хорошо известным сюжетам. Наглядным примером может служить его прочтение пьесы Шекспира "Гамлет" ("Дальше — тишина", 1959). В центре фильма — династия промышленных магнатов Клаудисов, сделавших состояние на военных заказах гитлеровской армии. Чтобы завладеть этим состоянием, один брат убивает другого и женится на его жене. Сын убитого начинает мстить всем связанным с гибелью отца. Мрачные тени прошлого, нависая над настоящим, разжигают в живущих ненависть и презрение друг к другу. К. очень удачно соотнес шекспировский сюжет с чувствами и страстями людей, переживших страшную эпоху фашизма. По своему художественному и актерскому решению фильм не уступает знаменитому творению Висконти "Гибель богов", хотя и лишен его постановочной роскоши.

Фильмы 50-х гг. — лучшее, что было создано режиссером за долгие годы работы в кино. В дальнейшем он ставил в основном развлекательные ленты, ничем не выделяющиеся на общем фоне аденауэровского кинематографа. Впрочем, среди них попадались и очень удачные картины, к примеру, снятая в Париже современная сказка с печальным концом "Монпти", в которой снялась юная Роми Шнайдер.

В г. К. поставил свой первый телефильм "Ромулус Великий". Искусство "голубого экрана", позволившее объединить два вида деятельности — кинематографической и театральной, — пришлось ему по душе. Полностью переключившись на него, в последующие 12 лет К. поставил около двадцати телефильмов. В отличие от режиссеров 2030-х гг. К. не был энтузиастом кино. Он ставил фильмы, если находил деньги, и спокойно возвращался к театральной деятельности, если таковых не было. Это наложило отпечаток и на эстетику его фильмов, больше похожих на запись театральных спектаклей, нежели на произведения киноискусства. Статичные мизансцены, длинные, лишенные ритма монологи, подчеркнуто условная манера актерского исполнения. В основе большинства его картин лежат театральные пьесы, и сам он предпочитал смотреть на мир через жесткий каркас театральной драматургии. Судьба фильмов К. находилась в руках снимавшихся у него актеров. Если это были обворожительная Роми Шнайдер ("Монп-

ти") или вальяжный Курт Юргенс ("Генерал дьявола"), они смотрелись на одном дыхании. Понимая это, К. придавал первостепенное значение подбору актеров.

Позитивную ценность его творчества следует искать не в художественной, а в содержательной стороне. В эпоху Аденауэра, пронизанную ностальгией по прошлому, К. не боялся критиковать реваншизм и милитаризм немецкого общества, вести нелицеприятный разговор о негативных тенденциях, захлестнувших Германию в 40-50-е гг. И в этом состоит главная заслуга этого режиссера в процессе становления немецкого кино.


Предыдущая Следующая