Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

*50*

режиссерская энциклопедия. кино европы

клод горетта

материальном отношении. Оставаясь коллективом единомышленников в эстетическом, но отнюдь не в творческом плане, они неоднократно объединялись для совместных проектов, создавая фильмы, состоящие из новелл ("РО-ГО-Па-Г", ЯоСоРаС), а в 1964 г. Г. и Карина основали собственную компанию "Аннушка фильм". В 1966 г., после развода с Кариной, Г. снимает ленту "Мужское — женское", женится на внучке Ф. Мориака, которую он снимал в "Китаянке", и все больше и больше увлекается политическими тенденциями левацкого толка. Его скандальная репутации приводит к запрету на въезд во Вьетнам для участия в коллективной работе "Далеко от Вьетнама" (1967). В конце 60-х гг. Г. создает объединение "Дзига Вертов-групп", много путешествует по миру (США, Англия, Куба, Чехословакия, Италия и т.д.), работает как для ки н о, так и для Т В, но — без особого успеха.

Широко известные эпатажно-ци-ничные высказывания Г. типа: "Я снимаю фильмы ради времяпрепровождения", "Нечего талдычить о своих чувствах по поводу фильмов. Фильмы не могут вызывать чувств. Они не женщины — их не поцелуешь" или "Все, что нужно для хорошей ленты, — это девушка и пистолет", так и не скрыли его искреннего, эмоционального и чувственного отношения к избранному им виду деятельности, что с особенной ясностью проявилось в чреде картин о кино (см. фильмографию), снимаемых им в последние годы. Критик и биограф Г. Андре Сарри писал, что Г. "столь же элегантный стилист, сколь вульгарный полемист", и этим многое объясняется.

С самого начала фильмы Г. отличало крайнее разнообразие. Он с одинаковой легкостью снимал как малобюджетные черно-белые картины ("Карабинеры"), так и широкоформатные дорогостоящие постановки ("Презрение") — и все это в рамках одного года. Он метался от политических утопий и антиутопий кфеминистским моралите, превра-тая свою жену-музу в новую Магдалину XX века. Ему ничего не стоило уместить под одной крышей детектив и научную фантастику ("Альфа-виль"), а псевдотриллер "Сделано в США" (1966) насытить политическими реминисценциями. Понятие "чистоты" жанра, да и жанра как такового нимало не заботило Г., его внутренняя свобода художника распространялась как на содержание, так и на форму его работ, приводя зачастую к абсурду. Так, "Китаянка"

представляет собой спор студентов-парижан о революционном движении, а фильм "Какдела?" (1976) — своего рода фрагментарная записная книжка. После майских студенческих волнений во Франции в 1968 г. политическая ангажированность Г. аккумулируется не столько в изображении, сколько в слове, его ленты становятся все более разговорными и — увы! — все менее доступными зрителю. Даже такие звезды, как Д. Фонда и Ив Монтан, не спасают положения в нудном отчете о пражских волнениях в ленте "Все хорошо!" (1972). Ситуацию спасает иное: неискоренимое чувство юмора режиссера, его способность к самоиронии (в фильме "Имя: Кармен", 1984 он выступил в роли придурковатого режиссера в стиле Ба-стера Китона). Буквально собранный по кускам после тяжелейшей автокатастрофы, Г. сумел вернуться к творческой деятельности, каждым днем жизни опровергая собственные слова: "Для меня съемки — времяпрепровождение. Будьу меня достаточно силы воли, я бы ничего не делал".


Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz