Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

ния" vztahy), "Вампир из

Ферата" (UpirzFeratu), 1981; "Бульдоги и черешни" (Buldoci a tresnë), 1982; "Сорока в руке" (Straka v hrsti), 1983/1991; "Сладкие заботы" (Sladke starosti), 1984; "Меня настигла ночь" (Zastihlame пос), 1985; "Галоши счастья" (Galose st'astia), 1986; "Гэгмен" (Gagman, тв, мини-серии), 1987; "Любовь сильнее смерти" (Liebe iststärkerals derTod, тв), 1988; "Лягушиный король" (Frog Prince, The), (Drahtseilbahn, Die, тв, мини-серии), "ВольфгангА. Моцарт" (WolfgangA. Mozart, тв, сериал), все— 1991; "Глупая Августина" (DummeAugustine, Die), "Новый наряд короля" (Kaisers neue Kleider, Des), оба — 1993; "Лара — моя жизнь с Борисом Пастернаком" (Lara — Meine Jahre mit Boris Pasternak, тв), "Предвидение 2000 — Президент Вацлав Гавел" (Vision 2000 President Havel, тв, док.), оба — 1994; "Мегрэ и голова мужчины" (Maigret et la tete d'un homme, тв), 1995; "Мегрэ расставляет западню" (Maigret tend un piège, тв), 1996; "Пассаж" (Pasaz),

1997.

Библиография: Bartoskova Sarka, Bartosek Fubos. Filmové proffly. Praha, 1986; Mrav-cova Marie. Troji kontext Sladkych her minuleho léta. // lluminace. 1993/2, NFA, Praha; Zalman J. Umlceny film. CFA, Praha, 1993.

ГОДАР ЖАН-ЛЮК

(Godar Jean-Luc). Французский кинорежиссер. Родился 30 декабря 1930 г. во франко-швейцарской семье, отец владел частной клиникой, мать происходила из семьи потомственных банкиров. Во время войны Г. получил швейцарское гражданство и начал учиться в Лионе, а после развода родителей в 1948 г. заканчивал образование в Париже. Учился в Сорбонне на отделении этнографии, одновременно с увлечением посещая киноклубы, заводя друзей среди таких же, как он, энтузиастов кино: А. Базен, Ф. Трюффо, Ж. Риветт, Э. Ромер. В эти же годы Г. выступает в качестве кинокритика, вместе с Ромером и Риветтом они начинают издавать "Киногазету", а затем снимают несколько любительских фильмов. Однако семья Г. не одобряет его деятельность, они прекращают оказывать ему финансовую помощь, и предоставленный самому себе Г. порой вынужден красть, чтобы купить кусок хлеба.

В 1952 г. Г. поступает на работу в "Кайедю Синема", До конца 50-х он попеременно выступает в качестве сценариста фильмов своих друзей, режиссера короткометражных лент ("Шарлотта и Вероника"; "Шарлотта и ее дружок", 1960, посвященная Кокто; "История воды", 1961, по-

священная Максу Сен нету и т.д.) и кинокритика, постепенно превращаясь в идеолога направления, которое впоследствии получит название французская "новая волна". Особенно после того как в 1960 г. Г. дебютирует своим первым полнометражным фильмом "На последнем дыхании" (1960), ставшим визитной карточкой нового направления. В этой ленте на материале типичного гангстерского сюжета сплелось все: и восторженно-романтическое восхищение самыми разными течениями кино прошлого, от поэтического реализма до черного фильма; и свежий взгляд, фрагментарный монтаж, документальность съемок на натуре и ручной камерой, неформальная (а зачастую и ненормативная лексика). Лента вызвала противоречивые реакции. Одних она привлекла новизной, откровенным пародийным, но и уважительным отношением к американским "черным фильмам". Эпигоны "невозмутимой", констатирующей события камеры возмущались навязанным им активным монтажом. Но несомненно одно: Г. привлек к себе внимание, а Бельмондо, сыгравший в ленте главную роль, проснулся после премьеры признанной звездой. 1960 г. стал знаменательным для Г. еще и тем, что он сочетался браком с актрисой Анной Кариной, в какой-то мере ставшей музой французской "новой волны". Его вторая работа — "Маленький солдат" (1961) был запрещен цензурой, поскольку в нем затрагивалась тема алжирской войны, он вышел на экраны только в 1963 г. Однако военная и политическая тематика в тот момент вовсе не были для Г. основополагающими; он последовательно развивал проблему одиночества человека в мире, его незащищенности и неустроенности, которую продолжил и в ленте "Жить своей жизнью"(1962) на материале судьбы девушки, вынужденной стать проституткой. А вот следующий фильм "Карабинеры" (1963), посвященный памяти Ж. Ви-го, уже безошибочно можно отнести к антивоенным лентам. Бунтарь и ниспровергатель взрастивших его буржуазных основ и норм, Г. продолжает линию антиобщественных выступлений и в поставленном по роману А. Моравиа "Презрении" (1963), ив антиутопии "Альфавиль" (1965). Несмотря на восторженный прием критики, фильмы "новой волны", за редким исключением ("На последнем дыхании", "Жить своей жизнью"), успехом у публики не пользовались, что создавало направлению немалые трудности в


Предыдущая Следующая