Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая


спросить: что же происходит,
неужели Бергман начал де-

лать бергмановские фильмы?


Пожалуй, "Осенняя соната" -
печальный тому

пример.


Но вот чего я никогда не узнаю: каким образом вы-

шло так, что этим примером
стала именно "Осенняя сона-

та"? Если долго носить в себе
какую-то историю или круг

тем, как в случае с "Персоной"
или "Шепотами и крика-

ми", то потом легко проследить, как
картина развивалась и

получилась такой, какой получилась.
Но почему вдруг воз-

никла "Осенняя соната"
именно в данном своем облике,

335

словно греза... возможно, в этом и кроется
ошибка: она

должна была остаться грезой. Не фильмом грез,
а киногре-

зой. Два персонажа. Обстановка и все остальное отодвину-

то на второй план. Три акта при трех различных освещени-

ях: в вечернем свете, в ночном и в утреннем. Никаких гро-

моздких кулис, два лица и три разных освещения. Пожалуй,

такой вот я представлял себе "Осеннюю сонату".

Что-то загадочное
скрывается во фразе о том, что

дочь рожает мать. Здесь прячется чувство, которое
я не

смог выявить до конца. Внешне готовая картина производит

впечатление наброска, но это глубоко неверно.

Я бурю скважину, но -
или ломается бур, или я не

отваживаюсь бурить достаточно глубоко. Либо
у меня нет

сил, либо я не понимаю, что надо бурить глубже. И тогда
я

вытаскиваю бур и говорю, что удовлетворен.
Это недву-

смысленнмй симптом творческого истощения,
к тому же

весьма опасный, ибо не вызывает боли.



================================================================================

    6 Глава



==============================================================


КОМЕДИИ. ЗАБАВЫ




Комическое - "Улыбки летней ночи"
339


" Волшебная флейта"
350


"Фанни и Александр"
360




Фильмография
383 (отдельно)


Комментарии
424


=====================================================================

Комедии. Забавы

"Улыбки летней ночи"

339

Во время запретов на производство фильмов в 1951
году я

сделал серию рекламных роликов мыла "Бриз".
Они спас-

ли меня от тяжелого экономического краха. Сегодня
я по-

прежнему смотрю их с определенным энтузиазмом.
Они не

страдают недостатком честолюбия или отсутствием
энер-

гии. Сделаны необычно и с хорошим настроением. А
то, что

они рекламировали мыло, которое чуть ли не сдирало с тебя

кожу, наверное, можно и забыть.

Комедии в моем
творчестве появились по тем же

причинам, что и фильмы "Бриз", - ради
денег. Я ничуть

этого не стыжусь. Большинство произведений
в мире кино

создано по этой же самой причине.

Но мое отношение
к жанру комедии довольно слож-

ное, и корни этих сложностей уходят глубоко в прошлое.
Я

считался мрачным и легкоранимым ребенком.
"У Ингмара

нет чувства юмора" - такое мнение господствовало
изна-

чально.

Зато мой брат
уже в молодости отличался умением

произносить блестящие, необыкновенно смешные

Предыдущая Следующая