Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая


лись не там,
где мы привыкли, - и где они должны разме-

щаться,- она,
вероятно, все-таки каким-то образом была

восприимчива
к импульсам отдельных режиссеров. В неко-

торых американских
фильмах она необыкновенно хороша.


Например, у Хичкока, которого она на дух
не пере-

носила, она
всегда великолепна. Мне кажется, он не слиш-

ком-то стеснялся
проявлять неуважительность и легкую за-

носчивость,
что, естественно, было самым верным способом

заставить ее
слушать.


Уже во время репетиций я пришел к выводу, что тут

и речи быть
не может о понимании и чуткости. Придется

прибегнуть к
методам, обычно для меня неприемлемым, и

прежде всего
к агрессивности.


Однажды она сказала мне: "Если ты мне не объяс-

нишь, как нужно
делать эту сцену, я влеплю тебе пощечи-

ну". Мне зто
страшно понравилось. Но с чисто профессио-

нальной точки
зрения работать с этими двумя актрисами

было трудно.
Смотря картину сегодня, я замечаю, что бро-

сил Лив на произвол
судьбы там, где был обязан ее поддер-

жать. Она принадлежит
к самым что ни на есть щедрым ар-

тистам, отдающим
себя игре целиком, до конца. Иногда она

пускается в
самостоятельное плавание. И это происходит

потому, что
я слишком много внимания уделяю Ингрид

Бергман. Ингрид
к тому же с трудом запоминала текст. По

утрам она нередко
бывала колючей, раздраженной, груст-

ной, что вполне
понятно. Страх перед болезнью цепко дер-

жал ее в своих
тисках, и в то же время наши методы работы

казались ей
непривычными и ненадежными. Но ни разу она

не сделала попытки
увернуться. Ее поведение отличалось

исключительным
профессионализмом. Несмотря на все

свои бросавшиеся
в глаза недостатки, Ингрид Бергман бы-



----------------------------------------------------------------------

Хальвар Бьерк и Лив
Ульман. С Ингрид Бергман.

----------------------------------------------------------------------

334



ла удивительным человеком:
щедрым, широким и высоко-

одаренным.


Один французский критик зорко
подметил, что

"Осенней сонатой" Бергман
создал "бергмановский

фильм". Хорошо
сформулировано, но вывод печальный.

Для меня.


По-моему, так оно и есть - Бергман и в самом де-

ле создал бергмановский фильм.


Имей я силы осуществить свои первоначальные на-

мерения, этого бы не произошло.


Я люблю Тарковского и восхищаюсь им, считаю его

одним из самых великих. Мое преклонение перед
Феллини

безгранично. Но мне кажется, что Тарковский
начал делать

фильмы под Тарковского, и Феллини
в последнее время со-

здал один-два феллиниевских
фильма. А вот Куросава не

создал ни одной картины под Куросаву.


Мне никогда не нравился Бунюэль. Рано
обнару-

жив, что придуманные им
ухищрения возводятся в особого

рода бунюэлевскую гениальность, он стал
повторять и варь-

ировать их. Занятие оказалось
благодарным. Бунюэль поч-

ти всегда делал бунюэлевские фильмы.


Итак, настало время посмотреть на себя в зеркало и

Предыдущая Следующая