Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

Зададимся вопросом: а какие звуки мы слышим во сне? Не те же самые звуки мы слышим и в кино? Как устроена акустика сна? Если мы ответим на этот вопрос, то следующим, и не менее важным оказывается следующий: какое изображение мы видим во сне? Чем-то это напоминает кинематографический образ, и в какой-то момент анализ, разлагающий изображение на знаки, коды и соответствующие им смыслы, для восприятия оказывается явно избыточен.

То есть мы сегодня с гораздо большим трудом можем говорить об искусстве кинорежиссера, чем в те времена, когда кино осваивало свои знаки чтения и восприятия, свой язык. Сегодня оптико-звуковая ситуация уже сама формирует определенные приемы режиссуры. И если мы размышляем о звуке в кино как особой системе выразительности, то "искусства" здесь явно недостаточно. Кино сегодня меньше, чем искусство и больше, чем восприятие. Можно даже сказать, что в кино наше восприятие вынесено. Мы не воспринимаем мир отныне органами чувств. Мы воспринимаем сегодня его кинематографом.

В каком-то смысле "Простой случай" с его почти психоделическими искажениями в кадре, монтажом движений и длительностей - это своеобразное предчувствие иного характера времени и иного типа субъективности, которое еще не было ощутимо, но уже генетически присутствовало в кинематографе. 73

Примечания

1. Пудовкин Вс. Собр. соч. В 3 т. М.: Искусство, 1974-1976. Т. 1. С. 91

2. Пудовкин Вс. Цит. соч. Т. 3. С. 253-254.

3. См.: Deleuze G. Cinema 2. L'image-temps. Minuit, 1985. Ch. 1.

Олег Аронсон. Метакино. © Издательство "Ад Маргинем", 2003

35

Янко Слава (Библиотека £ог1/Оа) || http://vanko.lib.ru

36

Коммунизм врасплох

Неоконченный эксперимент Дзиги Вертова

Перед нами наиболее характерные метафоры Дзиги Вертова. Эти его максимы хорошо известны теоретикам кино. Из них сложилось то, что называют вертовской теорией, хотя, конечно, это не теория в прямом смысле слова, а только некоторая активность по созиданию факта, факта будущей теории с пока отсутствующим языком описания1.

"Психологическое" мешает человеку быть точным, как секундомер, и препятствует его стремлению породниться с машиной" (с. 46).

"У нас нет оснований в искусстве движения уделять главное внимание сегодняшнему человеку" (с. 47).

"Стыдно перед машинами за неумение людей держать себя, но что же делать, когда безошибочные манеры электричества волнуют нас больше, чем беспорядочная спешка активных и разлагающая вялость пассивных людей" (с. 47).

"Новый человек, освобожденный от грузности и неуклюжести, с точными и легкими движениями машины, будет благодарным объектом киносъемки" (с. 47).

"Исходным пунктом является:

использование киноаппарата как киноглаза, более совершенного, чем глаз человеческий, для исследования хаоса зрительных явлений, наполняющих пространство" (с. 53). 75


Предыдущая Следующая