Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
В 1943 году Дюллен поставил пьесу Ж.-П. Сартра «Мухи». Средоточием пьесы для автора был Орест, решающий экзистенциальную проблему выбора; для Дюллена не менее важной фигурой являлся узурпатор Эгисф. Основной акцент в спектакле режиссер поставил на том постепенном осознании необходимости борьбы с тиранией, которое пришло к Оресту. Освобождение Парижа в августе 1944 года не принесло Театру де ла Сите облегчения. О заслугах Дюллена никто не вспоминал, наоборот, его имя стремились опорочить. Поводом послужил поставленный Дюл-леном «Король Лир». Однако А. Барсак, Л. Арно, Ж.-Ж. Бернар и многие другие называли «Лира» одним из величайших созданий Дюллена — актера и режиссера. Он внес в постановку шекспировской трагедии ощущение разнузданной жестокости, которая вырвалась на свободу и обрушилась на старика Лира, уничтожая все, что составляет разум, счастье, радость. За пять лет эксплуатации театра над Дюлленом навис долг в полМиллиона франков. Официально он был признан, получал награды — 110 111 сначала стал кавалером ордена Почетного легиона, затем его Офицером и, наконец, первый из всех французских актеров, Командором. Но никто не помог ему рассчитаться с долгами. И в 1947 году Дюллен уходит из Театра Сары Бернар. Ради заработка, уже тяжело больной, он снялся вместе с Жуве в фильме «Набережная ювелиров». Поставил в театре «Монпарнас» пьесу Салакру «Архипелаг Ленуар», где сам блистательно сыграл роль промышленника Ленуара, обвиняемого в растлении малолетних. Спектакль стал одной из самых громких театральных сенсаций Парижа в сезон 1947/48 годов. После серии спектаклей в Париже Дюллен повез «Архипелаг Лену-ар» в турне по Европе. Вернувшись, он еще снимался в кино, потом репетировал новый спектакль по Бальзаку... Еще во время репетиций недомогание уложило его на несколько дней в постель. На гастролях он держался только усилием воли. Сент-Этьен, Гренобль, Экс-ан-Прованс. На каждом спектакле — врачи, уколы. А затем — возвращение в Париж, больница и безысходный приговор врачей; оперировать необходимо, но операция-убьет его. Оперировали Дюллена 7 декабря 1949 года. Через четыре дня наступила смерть. Его похоронили в Фереоле. Арно и Туан — друг детства Дюллена — привезли из Шателара «горсть савойской земли» и высыпали ее на могилу «великого рыцаря театра». ЭРИХ ФОН ШТРОГЕЙМ (1885-1957) Американский режиссер, актер, сценарист. Фильмы: «Слепые мужья» (1919), «Глупые жены» (1922), «Алчность» (1925), «Веселая вдова» (1925), «Свадебный марш» (1928), и др. Эрих Освальд Штрогейм родился 22 сентября 1885 года в Вене в семье коммерсантов. Его отец, Бенно Штрогейм, женившись на пражанке Иоханне Бонди, с помощью богатых пражских родственников открыл фабрику фетровых и соломенных шляп. |