Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
В 1919—1921 годах Дюллен — в антрепризе Фирмена Жемье. Дюллен был захвачен идеей Жемье о народном театре, о спектаклях, построенных на материале народных сказок, легенд. Но мечты о собственном театре становятся все более настойчивыми. И в 1922 году он открывает в старом театральном помещении на площади Данкур У Монмартра свой театр Ателье, что значит «Мастерская». Для того чтобы покрыть первые расходы, мадам Дюллен продала серебро и часть мебели. «Ателье — это не новая театральная антреприза, — писал Дюллен в своем первом манифесте, — а лаборатория драматических опытов, в которой наиболее сильные индивидуальности подчинялись бы требованиям сотрудничества, где артист в совершенстве изучил бы инструмент, которым он должен пользоваться, как хороший всадник знает свою лошадь, как механик знает свою машину». В Художественном смысле первый сезон на Монмартре был серьезным достижением. Дюллен ставит «Сладострастие чести» Пирандел-л°, «Антигону» Софокла. Но к весне 1923 года театр находился на грани финансового краха. Дюллен проявил выдержку. Этот удивительный человек, приходивший в немыслимую ярость, когда что-нибудь не ладилось на репетициях, умел с редким терпением и хладнокровием преодолевать самые Жкие невзгоды. 108 109 В момент жестокого кризиса он осуществляет постановку пьесы «Хотите играть со мной?» М. Ашара (1924), написанной специально для Ателье. В центре спектакля три персонажа: Изабелла, Кроксон и Рас-касс, которые разыгрывают вечную тему любви и ревности. Спектакль-клоунада строился на импровизации, быстрой и неожиданной смене ритмов, на острой и преувеличенно подчеркнутой пластической выразительности мизансцен. Бурный успех спектакля укрепил финансовое положение театра и заставил критиков понять, что в Париже родился театр необычайного художественного своеобразия. В 1920-е годы Дюллен окончательно выработал свою педагогическую систему, построенную на обучении актеров в процессе импровизации. Дюллен воспитал целый ряд выдающиеся актеров и режиссеров. Среди них Маргарет Жамуа, Мадлен Робинсон, Жан Вилар, Жан Луи Барро, Андре Барсак и многие другие. Дюллен требовал чистой совести и серьезной артистической подготовки, в которую включал прежде всего умение мыслить, «наблюдать, смотреть, видеть и слушать». Он утверждал: «Нет извинения, оправдания, отпущения грехов фальшивым актерам». В 1926 году крупные французские режиссеры Шарль Дюллен, Луи Жуве, Гастон Бати и Жорж Питоев решили создать единую корпорацию театров с общей материальной базой, управлением, афишей и рекламой. Так возник знаменитый «Картель». Целью такого союза, с одной стороны, было противостояние коммерческому театру, с другой — борьба с академическим стилем Комеди Франсез. Объединение художников просуществовало более двадцати лет. |