Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
к озарение. 52 53 Другое событие относится к личной жизни: 17 апреля 1896 года Всеволод и Ольга обвенчались. Свадьбу отпраздновали в Пензе, там же провели и медовый месяц. В 1897 году у них родилась первая дочь Мария. Мейерхольд поступает в Театрально-музыкальное училище Московского филармонического общества в класс Вл. И. Немировича-Данченко (сразу на второй курс). После выпуска он вместе с Ольгой Книп-пер, Иваном Москвиным и другими актерами был принят в труппу Художественного театра. В первых спектаклях великого новаторского театра Мейерхольд играл значительные роли: Василий Шуйский в «Царе Федоре Иоаннови-че», Грозный в «Смерти Иоанна Грозного», Треплев в «Чайке», Тузен-бах в «Трех сестрах», Иоганнес Фокерат в «Одиноких» Гауптмана. Во МХТе Мейерхольд прошел школу психологического театра, но не принял ее. Его ждала другая дорога. 12 февраля 1902 года Мейерхольд объявил о своем выходе из состава труппы. Уже тогда многие почувствовали его резкий, неуживчивый нрав. С этого времени началась его самостоятельная режиссерская работа. Вместе с А.С. Кошеверовым он создал в Херсоне труппу русских драматических артистов. Сезон открылся 22 сентября 1902 года. Одна за другой были показаны три пьесы Чехова, затем ставили Гауптмана, Ибсена, Горького... Мейерхольд управлял театром, был режиссером, сыграл за сезон сорок четыре роли. Работал много, спал по пять-шесть часов в сутки. В преддверии весны Мейерхольд отправил жену в Пензу, где 31 мая 1903 года родилась их вторая дочь, Татьяна. Сам же вместе с труппой выехал на гастроли — сначала в Николаев, потом в Севастополь. В следующих сезонах Мейерхольд руководил труппой уже самостоятельно, поскольку Кошеверов уехал в Киев. Труппа стала называться «Товариществом новой драмы». Менялись города (Херсон, Тифлис, Полтава), репертуар, актеры, лишь название труппы оставалось прежним. В это время вырабатывалось художественное мировоззрение Мейерхольда, которое можно уверенно назвать символистским. Когда он возвращается в Москву, его художественный метод уже вполне сложился. В мае 1905 года он был приглашен Станиславским в Театр-Студию на Поварской. Однако в октябре, после генеральной репетиции «Смерти Тентажи-ля» М. Метерлинка, Станиславский отказался продолжать эксперимент, и Театр-Студию закрыли. В качестве причин назывались и материальные трудности, и революционная ситуация в Москве, и несоответствие мхатовских актеров режиссерскому замыслу. Но, вероятно, главной причиной была несовместимость творческих принципов Мейерхольда и Станиславского. Осенью 1906 года В.Ф. Комиссаржевская, увлеченная в ту пору идеями условного театра, приглашает Мейерхольда в свой Драматический театр главным режиссером. Открытие театра состоялось 10 ноября в новом помещении на Офицерской улице пьесой Г. Ибсена «Гедда Габлер». Однако требование Мейерхольда не разрабатывать характер, а условно (в данном случае живописно-пантомимически) передавать смысл пьесы, для Комиссар-жевской было неприемлемым. |