Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Рейнхардт отправляется за океан. 15 января 1924 года состоялась нью-йоркская премьера «Миракля». В спектакле были заняты американские актеры. Успех превзошел все ожидания. За девять месяцев состоялось около трехсот представлений. Сам Рейнхардт после премьеры возвращается домой, ставит спектакли в Вене, в Берлине, приобретает театр на Курфюрстендам и ставит на его сцене «Шесть персонажей в поисках автора» (1925) — пьесу, принесшую Пиранделло мировую известность. После кратковременного пребывания в Европе — вновь гастроли по городам Америки. За три месяца было дано девяносто восемь представлений. Весной 1928 года Рейнхардт выпустил суперревю «Артисты» по пьесе американских авторов Уоттерса и Хопкинса. Рядом с театральными актерами работали циркачи, шансонье, танцовщицы, негритянский Джаз, «человек-змея». Немецкий театр давно не знал такого громкого Успеха. «Артисты» шли сотни раз подряд, затмив славу самых популярных ревю и программ варьете. Вопреки сетованиям на финансовые затруднения Рейнхардт продолжал жить на широкую ногу. В дни фестивалей за обедом в Лео-Польдскроне ежедневно собиралось двадцать — тридцать человек: Цвет съехавшейся со всего мира просвещенной публики, высшие Местные власти и постоянный кружок близких людей — Гофман-сталь, его сын Франц, Александр Моисеи и, конечно же, приветли-я хозяйка дома Элен. Рейнхардт давно присмотрел в Вене здание Шенбруннского дворцового театра для Высшей школы актерского и режиссерского мастерка. Знаменитый Шенбруннский семинар — актерская студия и пер- 50 5 1 для постоянных студентов, вые в мире режиссерские курсы. Зимой летом — для приезжающих стажеров. Рейнхардт вновь ощущает прилив сил и торопится сделать как можно больше. Разрешается и мучительная для него семейная ситуация. Весной 1930 года Рейнхардт поехал в Латвию и добился расторжения брака без согласия жены Эльзы Хаймс; там же он узаконил свои отношения с Элен. В апреле 1932 года состоялась пресс-конференция Рейнхардта. Неожиданно он заявил, что оставляет пост директора Немецкого театра: «Я сделал для него все, что мог, и больше ничем не могу быть полезным». «Перед заходом солнца» — последняя пьеса Гауптмана, связанная с современностью, проникнутая предчувствием фашизма. Спектакль Рейнхардта — последняя его режиссерская акция как директора Немецкого театра: вскоре он передаст театр в другие руки и ничего больше не поставит на его сцене. Спектакль получил громкий резонанс. Рейнхардт попал в опалу. Когда стало известно, что его имя внесено в список претендентов на Нобелевскую премию, шовинистические круги во главе с Кнутом Гам-суном развернули большую кампанию и кандидатура «семитского ставленника» была снята. Рейнхардт направил германскому правительству письмо, в котором указывал на свою глубокую связь с немецкой культурой. «Новая Германия, — писал он, — не желает, чтобы представители той расы, к которой я открыто, безоговорочно принадлежу, занимали влиятельное положение. Поэтому мне, владельцу Немецкого и Камерного театров, придется преподнести в дар Германии мою собственность и дело моей жизни». Гитлеровские власти экспроприировали театры и личное имущество Рейн-хардта. |