Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Свой первый полнометражный фильм Фасбиндер назвал «Любовь холоднее смерти». На фестивале картина провалилась: публика ее не поняла, критика просто осмеяла, лишь писатель Петер Хандке, входивший в состав жюри, да еще несколько журналистов отметили необычный, новый киноязык режиссера. Тогда Фасбиндер за девять дней поставил фильм «Катцельмахер», причем сам снялся в главной роли оскорбляемого и презираемого рабочего-иммигранта. Осенью 1969 года он отсылает ленту на фестиваль в Маннгейм. Успех необычайный. Картина получает ФИПРЕССИ и приз протестантского киноцентра. Чуть позже «Катцельмахер» был отмечен Бундеспремиями за фильм, сценарий и работу художника. Окрыленный успехом, Фасбиндер снимает до конца 1970 года еще десять фильмов. Это был стремительный взлет его карьеры. В том же году он женился на актрисе Ингрид Кавен. Правда, брак продлится всего 25 месяцев. Когда Райнер Вернер будет жениться на Юлиане Лоренц, шафером на их свадьбе выступит очередной его любовник... В сентябре 1970 года на съемках ленты «Предостережение святой блудницы» Фасбиндер распустил «Антитеатр» и создал производственную фирму «Танго-фильм». Костяк «Антитеатра» остался со своим руководителем, образовав так называемый клан, «семью Фасбиндера». Разумеется, Райнер Вернер вел себя как патриарх-тиран, избавляясь от всех недовольных. Актриса Ирм Херманн поведала в одном из интервью, что он однажды избил ее прямо на улице. Двое любовников Фасбиндера покончили с собой: один повесился в тюрьме, другой же, Армии Майер, был найден мертвым в его квартире... Героем многих фильмов Фасбиндера становится маленький человек, униженный и оскорбленный. Режиссер показывает этих людей с симпатией, не стыдясь ни своих чувств, ни сентиментальных сцен. Он прекрасно понимает, что его героям нет места в мире, которым управляют соображения выгоды и расчета. И потому все «народные драмы» Фасбиндера имеют трагический финал. В получившем международное признание фильме «Страх съесть душа» (в названии намеренное искажение: оно произнесено как бы от имени героя-иммигранта) он рассказывает глубоко человечную историю сближения шестидесятилетней вдовы Эми Куровски и молодого рабочего, марокканца Али, которому приходится еще труднее, потому что он живет в чужой стране. Фасбиндер пробует себя в самых разнообразных жанрах — детективах, криминальных драмах, вестернах, мелодрамах, оставаясь приверженцем «простого искусства», ибо «чем проще фильм, тем он правдивее». Он выступал против любой манипуляции людьми. Эта тема присутствует в стилистически изощренной, лаконичной по выразительным средствам черно-белой «Эффи Брист» (1974), блистательной экранизации романа Теодора Фонтане. В истории судьбы одной женщины раскрывается история целой эпохи, целого поколения. Вполне соответствует общему духу ленты примененная режиссером техника наплывов и затемнений, восходящая к эпохе немого кино. |