Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
В 1947 году Трюффо, поработав кладовщиком на зернохранилище, организовал «Кружок киноманов». Через несколько месяцев предприятие прогорело, и Франсуа, как должник, оказался за решеткой. 376 377 Большую роль в судьбе Трюффо сыграл молодой, но уже известный кинокритик Андре Базен. В конце 1948 года он забрал Франсуа из Центра по перевоспитанию малолетних преступников и устроил его на работу в киноотдел одной из газет. Базен познакомил своего юного друга с энтузиастами киноклуба «Объектив-49». Трюффо был одержим кинематографом, он буквально бросался на фильмы: «Я потерял в кино около четырех тысяч часов, которые мог бы посвятить литературе». При этом юный киноман вел дневник, куда в алфавитном порядке заносил все просмотренные им фильмы. В начале 1952 года Трюффо устраивается на работу в киноотдел министерства сельского хозяйства. Чуть позже началось его сотрудничество с журналом «Кайе дю синема». В качестве профессионального критика он опубликовал в разных изданиях более сотни статей, обзоров, рецензий и интервью, а кроме того, писал сценарии и в качестве соавтора сотрудничал с Роберто Росселлини. Трюффо снимает фильм «Шпанята» («Озорники») по собственному сценарию. Его герои — юные обитатели парижского двора, которые подглядывают за привлекательной молодой женщиной и ее дружком. В финале дружка, промышлявшего темными делами, убивают. Для ребят это первое соприкосновение с жестоким миром. На Венецианском кинофестивале Трюффо познакомился с дочерью крупного продюсера Игнаса Моргенштерна. В 1957 году он сочетается с Мадлен браком. Именно благодаря финансовой помощи Моргенш-терна ему удается снять полнометражный фильм «400 ударов» (1958). В то время во французском кино поднялась шумная «новая волна», принесшая на своем гребне десятки режиссерских дебютов, в числе которых оказались и «Шпанята». На экранах появился молодой герой, превыше всего ставящий свободу, искренность чувства. Из-за скудости средств режиссеры переносили действие на улицы и на природу. «Новая волна» схлынула уже к началу 1960-х годов, вписав в историю французского кино не так уж много имен. Имя Франсуа Трюффо в ней осталось. «400 ударов» — самый личный и, возможно, лучший фильм Трюф-фо. По сюжету — это история злоключений тринадцатилетнего парижского школьника Антуана Дуанеля, на которого обрушиваются все «четыреста ударов» судьбы. Судья по делам несовершеннолетних, с согласия родителей, выносит решение поместить его в исправительный дом для малолетних преступников; там установлен очень жесткий режим. Однажды, в выходной день, Антуан убегает оттуда и мчится со всех ног к морю... В главной роли фантазера, которому так хочется понимания и тепла, снялся Жан-Пьер Лео. |