Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
В 1989 году Годару удалось, благодаря возможностям видео и телевидения, реализовать свою великую мечту 1950-х годов: создать фильм «История(и) кино», монтируя фрагменты из фильмов знаменитых режиссеров, цитируя кинохронику, живопись и любимые книги. На пресс-конференции в Каннах в мае 1990 года Годар сказал: «Для меня все цитаты — хоть живописные, хоть музыкальные — принадлежат человечеству. Я всего лишь свожу Раймонда Чандлера с Федором Достоевским в один прекрасный день в ресторанчике с великими и малыми актерами. Вот и все». Режиссер говорил, что любит путешествовать по миру, и когда он делает фильм, то обязательно куда-то уезжает. Картину «Германия, девять ноль» («Одиночество») он снимал в Берлине, в той его части, которая находилась под влиянием Советского Союза. Фильм о пробуждающейся Германии состоит Из цитат, обрывков разговоров, лозунгов, причудливых титров. В своей следующей ленте «Увы мне» (1993), как и во многих других, начиная со «Страсти», Годар касается вопросов, связанных с Богом, религией... Он говорит: «Вот точный смысл названия фильма: именно мне надо навсегда распрощаться с творчеством. Именно мне, у кого нет детей, кто живет с подругой, пережившей смерть близких... Для меня каждое произведение было настолько важнее собственной персоны, что причиняло мне боль, слишком острую боль. Во всем виноват мой скверный характер». В 1997 году Жан-Поль Годар становится лауреатом Венецианского кинофестиваля в номинации «Любимцы Венеции». Название картины «Хвала любви» (2001) режиссер считает не совсем точным, потому что «у него есть еще и религиозное звучание», так что точнее было бы «Дань любви» или «Памятник любви». «Я, конечно Же, веду разговор не о любви между людьми, —говоритон, —ноолюб-ви всеобщей. Вся история имеет отношение к одному из четырех самых 372 373 важных моментов в любви — встреча, физическая страсть, разлука и новая встреча». Годар живет с женой Анн-Мари Мьевилль в крошечном глухом поселке в горах Швейцарии и довольно редко бывает в Париже. Он неохотно дает интервью, а если и соглашается встретиться с репортерами, то обязательно ругает Голливуд... Жан-Люк Годар является виднейшим представителем авангарда в мировом кинематографе. Быть может, ни одному из признанных лидеров игрового кино язык «десятой музы» не обязан в такой мере своим непрерывным обогащением, как Годару, этому, по выражению критика Жана Колле, «Декарту кино, первому философу, который самовыражается при помощи камеры». ОТАР ИОСЕЛИАНИ (род. 1934) Грузинский советский и французский кинорежиссер и сценарист. Фильмы: «Листопад» (1968), «Жил певчий дрозд» (1971), «Пастораль» (1976), «Фавориты луны» (1984), «И стал свет» (1989), «Охота на бабочек» (1992), «Утро понедельника» (2002) и др. |