Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
нает режиссер. — Мне ведь пришлось сражаться с продюсерами, чтобы они его взяли. Они хотели иностранца. Мы с Ивом дружили до его смерти. Я люблю актеров. О них часто рассказывают всякое вранье. Актеры — отличные люди». В 1967 году Рене принял участие в создании коллективного фильма «Далеко от Вьетнама», протестующего против позорной войны американцев. После провала картины «Люблю тебя, люблю» (1968), в фантастической форме развивающей тему возвращения человека к своему прошлому, Рене долгое время ничего не снимал. По различным причинам его проекты приостановились. Ален Рене приступил к работе благодаря актеру Бельмондо, который не только продюсировал фильм «Ставиский» (1974), но и сыграл в нем главную роль. Через биографию известного авантюриста режиссер воссоздает политическую обстановку во Франции в начале 1930-х годов. Фильм был полон аллюзий. Рене говорил, что «хотел сделать притчу, то есть легенду без лишних затей». Следующую ленту «Провидение» (1977) режиссер снимал в Англии по сценарию английского драматурга Дэвида Мерсера. Рене делает своим героем больного писателя Клайва Лэнгэма (Гилгуд), который накануне семидесятивосьмилетия проводит бессонную ночь в муках, пытаясь забыть о боли при помощи алкоголя и литературной фантазии, сочиняет в воображении свой последний роман. «Я думаю, что у меня еще есть время», — говорит он в финале. Это одна из ключевых фраз для многих героев Рене, ведущих мучительную борьбу «в поисках утраченного времени». Фильм, сочтенный странным и непонятным, был плохо принят в США. Англичане же купили его только через три года, хотя там снимались Дирк Богард и Джон Гилгуд. Зато во Франции фильм выиграл семь «Сезаров». Философская притча «Жизнь — роман» (1983) открывает как бы новый цикл в творчестве режиссера, который ощутил интерес к театральности, декоративности, к камерным историям, разыгрываемым несколькими актерами в замкнутом пространстве. Отныне Рене предпочитает работать с одной и той же актерской группой — Сабина Азема, Пье Ардити, Андре Дюссолье, Фанни Ардан... Герои мелодрамы «Любовь до смерти» (1984) Элизабет и Симон живут в гражданском браке. Но живут ли они в реальном или потустороннем мире? Ведь не зря Симон признается, что уже давно мертв... Фанни Ардан, сыгравшая в этом фильме женщину-пастора, говорила, что получила удовольствие от общения с режиссером, который «ждет и требует, одновременно оставляя вас свободным, при этом руководит вами и знает, куда идти». 336 337 Рене никогда не ставил заранее написанных сценариев и не экранизировал романов или пьес. Отталкиваясь от литературных произведений, в которых он находил нечто созвучное своим настроениям, он начинал фантазировать на эти темы, постепенно подводя сценариста к литературному воплощению своего замысла. |