Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
328 329 В Пикколо Стрелер ставит «Короля Лира» — один из самых мрачных своих спектаклей. В королевстве Лира у него господствовали молодые. Как писал Стрелер в своей режиссерской экспозиции, «старики здесь, как мамонты среди хищных, ловких, жестоких животных, которые будут жить после них». Здоровый, красивый, чувственный и при этом бессердечный, бессовестный, жестокий мир. «Планета без любви»,— констатировал Стрелер. Вскоре после «Короля Лира» он поставил «Вишневый сад», отмечая при этом внутреннее сходство между шекспировской трагедией и последней драмой Чехова. Он говорил, что обе пьесы — об отражении истории, о смене поколений, о страдании, которым платят за зрелость. «Вишневый сад» (1974) — образ уходящей жизни, печальный и светлый. Джорджо Стрелер и его художник Лучано Домиани нашли изумительное по точности решение. Режиссер говорил, что «Вишневый сад» родился у Чехова, как «ослепительная вспышка белизны». Над головой зрителей и над сценой колышется легкий купол белого цвета. В финале, когда сцена покинута, а Фирс умирает, белое полотнище медленно опускается на дом, покрывая его этим последним чехлом. «Спектакль оставляет ощущение бренности времени, тленности жизни и вместе с тем поразительной красоты, которую эта тленность только умножает и увеличивает, — пишет А. Бартошевич. — В «Вишневом саде» Стрелера безжалостный ход времени побежден красотою искусства и этой самой сияющей белизной сценического пространства, всполохом белизны, которым стала у великого режиссера чеховская пьеса». Театральному критику М. Скорняковой довелось присутствовать на репетициях пьесы Г.Э. Лессинга «Минна фон Барнхельм, или Солдатское счастье». «Вот Стрелер входит в театр — красивый царственный Лев, с волнистой гривой серебристых волос, мягкими неторопливыми движениями, сильным и грозным басом, — пишет критик. — И сразу прямо в воздухе повисает напряжение. Создается ощущение, что все вокруг теперь безраздельно принадлежит ему одному, существует лишь для того, чтобы внимать ему и выполнять его волю». • Признанием высокого международного авторитета Стрелера явилось приглашение возглавить Театр Европы, основанный в Париже в 1982 году. Каждый сезон этого театра предполагал показ четырех спектаклей из разных стран Европы, объединенных какой-нибудь одной темой. Право открыть первый сезон Театра Европы было предоставлено миланскому Пикколо театро. В 1986 году Джорджо Стрелер начинает преподавать в созданной им школе драматического искусства. Его выдающийся вклад в современное театральное искусство получает достойную оценку. Джорджо — ка-, валер французского Почетного легиона, немецкого Ордена искусств, |