Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
В 1922 году семья переехала в Москву. Во время репрессий мать и отец попадают под арест, а Юрий, его старший брат и младшая сестра становятся детьми «лишенцев» (так называли тех, кто был лишен гражданских прав). Оставив школу, Любимов поступил в электромеханический техникум. Одновременно он занимался в хореографической студии, где учили По методу Айседоры Дункан. 302 зоз В 1934 году Любимов был принят во Вторую студию МХАТ, а пос- 1 ле ее закрытия поступил в училище при Театре им. Евг. Вахтангова, где сразу же был введен на эпизодическую роль в легендарную «Принцессу Турандот». В 1940 году после окончания училища Любимов был призван в армию. | Во время войны он служил в Ансамбле песни и пляски НКВД, выступал в 1 роли конферансье, читал поэмы и разыгрывал интермедии, написанные солдатом Н. Эрдманом, порой у самой передовой. Среди автографов в кабинете режиссера есть один, посвященный военному времени: «Юра, не зря мы с тобой восемь лет плясали в органах! Сергей Юткевич». После демобилизации Любимов вернулся в Театр им. Евг. Вахтан-я гова. На сцене этого театра с 1946 по 1964 год он сыграл свыше 30 ролей в спектаклях, поставленных Б. Захавой, Р. Симоновым, Н. Охлопковым. За роль Тятина в спектакле «Егор Булычов и другие» актер был • удостоен Государственной премии СССР (1952). Вспоминает поэт Андрей Вознесенский: «Юрий Петрович был первым героем-любовником Театра Вахтангова, играл Ромео, Целиковс- щ кая — Джульетту, и аура их отношений освещала весь спектакль. По-1 мню захватывающий поединок Ромео с Тибальдом. Актеры бились так яростно, что сломалась шпага и отломанный конец перелетел в зрительный зал, попав между мной и Пастернаком... » Среди ролей Любимова были Сирано, Треплев, Моцарт... Любимов часто играл в кино — в фильмах Г. Александрова, Г. Козинцева, И. Пырьева, М. Жарова, Н. Кошеверова, А. Птушко, С. Юткевича, А. Эфроса и других мастеров. Александр Довженко, снявший его в картинах «Мичурин» (1949) и «Прощай, Америка» (1950), сделал в своем дневнике запись: «Мне все больше и больше нравится Юра Любимов. Его роль еще впереди». В 1959 году на вахтанговской сцене Любимов поставил пьесу А. Галича «Много ли человеку надо». В течение двух лет он посещает семинары актера и режиссера М. Кедрова, а затем становится преподавателем Театрального училища им. Б. Щукина. В 1963 году за шесть месяцев работы со студентами третьего курса он создает веселый шумный спектакль «Добрый человек из Сезуана» Бертольда Брехта, который был показан на учебной сцене Щукинского училища. Постановка имела ошеломляющий успех. О спектакле заговорили не только как о театральном событии — он был воспринят как некий общественный манифест, как знамя времени, сулившего перемены. Отныне «визитной карточкой» спектаклей Любимова станет бес-компромисная общественная позиция и стремление по праву художника вмешиваться в жизнь. |