Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Эти картины, объединенные единым стилем и авторской манерой, воссоздают особый, непохожий ни на какой другой мир — мир Анто-ниони. И его олицетворением стала Моника Витти, подруга режиссера, его «печальная муза», чьи героини — современные итальянки, страдающие оттоски, одиночества, бессмысленности существования, ищут взаимопонимания с окружающими. Антониони был признан поэтом «отчуждения» и «некоммуникабельности». Английский журнал «Сайт энд Саунд» по итогам международного опроса поставил «Приключение» на второе место в списке фильмов всех времен и народов, а сам Антониони оказался пятым среди режиссеров вслед за Эйзенштейном, Чаплином, Ренуаром и Орсоном Уэллсом. После «Красной пустыни» Антониони снял в Англии фильм «Блоу-ап» («Фотоувеличение», 1966) по рассказу X. Кортасара «Слюни дьявола». Этот шедевр он создавал уже без Моники Витти. Антониони использует здесь псевдодетективный сюжет. Фотограф, случайно снявший убийство в парке, потом не может найти доказательств того, что это произошло на самом деле, а не пригрезилось ему. Режиссер размышляет о непознаваемости мира. Можно зафиксировать внешний облик реальности, но истина остается скрытой от наблюдателя. Мир живет по условиям иллюзорной игры, в которой все лишено смысла и сущности (не случайно в финальной сцене играют в теннис без мяча).- Картина получила «Золотую пальмовую ветвь» на кинофестивале в Каннах и оказала большое влияние на последующее развитие кинематографа. Антониони отправляется в Америку — там зреет бунт студенческой мододежи. На западе США он снимает историю любви юных Марка и Дарий, включая в нее документальные кадры студенческих сходок. Основные сцены фильма «Забриски пойнт» (1970) происходят не наяву, а как бы во сне. Антониони не хочет выходить за пределы своего собственного ощущения. Как замечает Альберто Моравиа, «для Антониони Америка — это засушливая земля, как пустыня Забриски пойнт, где так трудно любить и быть любимым. Но ведь любовь есть не что иное, как жизнь. И поэтому Америка, какой мы видим ее сегодня, враждебна самой жизни». Разочаровавшись в Америке, Антониони посещает Китай. Там он создает трехчасовой документальный фильм «Китай» (1972), проникнутый глубочайшим уважением к народу, его культуре, истории и правдиво отражающий новую жизнь. Неожиданно эта картина вызвала гнев китайцев. Дело в том, что Антониони в начале фильма предупреждал, что показывает лишь то, что ему разрешили снимать официальные власти. Именно тогда у Микеланджело случился первый инсульт. Жанр следующей картины Антониони «Профессия: репортер» (1975) почти приключенческий. Это история человека, который отправляется в Африку снимать документальный фильм. И тут у него появляется возможность стать, в буквальном смысле слова, другим человеком, взяв документы умершего. Герой Джека Николсона устремляется в эту авантюру с энтузиазмом человека, который, как ему кажется, стоит на пороге неслыханной свободы... |