Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Правда, чаще ему приходилось играть в незатейливых комедиях. Но чем больше был успех таких картин, тем опаснее становился скрытый за ним компромисс. В 1954 году режиссер долго искал актрису на главную роль в фильме «Золото Неаполя». Наконец Де Сика встретился с юной Софией Дорен и сразу почувствовал, что она рождена для этой роли. Вот где пригодились остроумие, легкая рука, огромный актерский опыт Де Сика. Он поистине наслаждался стихией «комедии по-итальянски». Киноновеллы из «Золота Неаполя» были в числе первых примеров этого жанра. В 1960 году Де Сика экранизировал антифашистский роман Аль-берто Моравиа «Чочара». Образ простой итальянской женщины Чези-ры, воплощенный Софией Лорен, стал одним из самых ярких, подлинно народных женских образов во всем послевоенном итальянском кино. Фильмы с участием Лорен щедро финансировал ее муж — крупнейший продюсер Карло Понти, и Де Сика с Дзаваттини имели с ним контракт, который продлевался по обоюдному согласию каждые пять лет. Деньги требовались Де Сика не только на собственные проекты. Вит-торио привык жить на широкую ногу, ему надо было растить детей от двух браков, потом внуков, он всегда помогал родственникам и друзьям. Деньги съедали также налоги и... карточный стол. Единственной страстью режиссера, кроме кино, была карточная игра, причем часто — ночь напролет. Киноведы отмечают, что Де Сика внес немалый вклад в утверждение жанра «комедии по-итальянски», социально-бытовой комедии, где комическое тесно переплеталось с трагическим. Достаточно назвать «Бум» (1963) с Альберто Сорди, «Вчера, сегодня, завтра» (1963), новеллу «Лотерея» из «Боккаччо-70» (1962) и, конечно, имевший мировой успех «Брак по-итальянски» (1964), в котором блистали София Лорен и Марчелло Мастроянни. Интересна и картина «Подсолнухи» (1969) с участием Лорен и Мастроянни, которая снималась с помощью «Мосфильма» (часть ее эпизодов происходит в Советском Союзе). «Подсолнухи» можно назвать народным кинороманом, мелодрамой. В 1971 году, к юбилею режиссера, был создан телефильм, в котором участвовали Де Сика, его жена Мария Меркадер, старшая дочь, два красавца сына — актер Кристиан и композитор Мануэль, написавший музыку к последним фильмам отца. Витторио пошутил, что он оставляет кинематографу не только свои фильмы, но и своих сыновей... Последним творением великого итальянца стала «Поездка» (1974). И хотя Витторио, как уверяли близкие, не знал до последнего дня, что его болезнь неизлечима, картина словно проникнута предчувствием смерти. Критика отметила тонкую режиссерскую работу мэтра, строго и Последовательно выдержанный образный строй фильма (стилизация в Духе «ретро» — действие происходит в начале XX века), а также игру актеров Софии Лорен и Ричарда Бартона. |