Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
А вот шумных сборищ Хичкок не любил, редко ходил на приемы, не заводил близких друзей. Свою жизнь он посвятил кино. Весной 1962 года режиссер прислал Грейс Келли сценарий фильма «Марни», написанный по роману Уинстона Грэма. Как и в других работах Хичкока, где снималась Грейс, сюжет «Мар-ни» строился на обыгрывании сексуальных противоречий. Но, к сожалению, Келли не смогла принять участия в атом проекте — взбунтовался двор. Хичкок снял «Марни (1963) с Типпи Хедрен в главной роли. Большинство киноведов отмечают, что символом кинематографа Хичкока стала прекрасная утонченная красавица-блондинка, которая оказывается шлюхой, воровкой, убийцей. Этих изящно одетых в дорогие наряды стерв играли самые блистательные кинозвезды — Ингрид Бергман, Кэрол Ломбард, Грейс Келли и, наконец, Типпи Хедрен... Но случалось так, что в жизни все они одна за другой оставляли его. Критика много писала об увлечении мастера проблемами подсознания и называла его произведения «психоаналитическими». Особенно часто этот термин стал употребляться после выхода на экран двух шедевров Хичкока — фильмов «Психоз» (1960) и «Птицы» (1963). «Психоз» был поставлен по роману Роберта Блоха, сочинившего историю о маньяке с раздвоенным сознанием, который убивал девушек, вызывавших у него сексуальное влечение. «Мне, в сущности, безразлична тема; неважна актерская игра; но я отвечаю за съемки, звуковую дорожку и те технические уловки, которые заставляют зрителей взвизгивать. Нашему тщеславию чрезвычайно льстит способность киноискусства влиять на чувства масс. И «Психоз» в этом отношении может считаться удачей», — говорил Хичкок. Добиться многих эффектов удалось с помощью сложных комбинированных съемок. Критики особо выделяли монтажную завершенность сцены гибели героини. Нападение на нее начинается с крупного плана глаза убийцы, приникшего к отверстию в ванной комнате, и кончается таким же крупным планом мертвого, остановившегося глаза жертвы. «ПСИХОЗ» стал одним из самых кассовых фильмов Хичкока, хотя обошелся продюсерам всего в 800 тысяч долларов. Рассказ Дафны Дюморье о нападении птиц на жителей провинциального городка был опубликован в одном из сборников серии «Альфред Хичкок представляет». История заинтриговала режиссера. Так родился триллер «Птицы» — картина безукоризненная с точки зрения жанра и кинематографического стиля. Сценарист Дэвид Фримэн отмечал, что многие сцены сняты на высочайшем техническом уровне: «Когда птицы нападают на школьни- ков, когда они с оглушительным криком бросаются с неба в дымовую трубу, а оттуда вылетают в гостиную, никто из зрителей и не думает рассматривать веревочки, привязанные к их крыльям, никто не пытается разгадывать трюки». |