Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Рене Клер много размышлял о проблемах кино. Еще в 1950 году он по просьбе киноведа Жоржа Садуля собрал свои старые статьи и издаЛ' их, сопроводив комментариями. Двадцать лет спустя вышла книга «Кино вчера, кино сегодня». Рене Клера уже при жизни называли классиком французского кино. Во всем мире его фильмы воспринимались как воплощение культуры и духа Франции. Выдающийся режиссер умер утром 15 марта 1981 года. ЛЕВ ВЛАДИМИРОВИЧ КУЛЕШОВ (1899—1970) Русский советский режиссер и теоретик кино. Фильмы: «Проект инженера Прайта» (1918), «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), «Луч смерти» (1925), «По закону» (1926), «Великий утешитель» (1933), «Мы с Урала» (1943) и др. Лев Владимирович Кулешов родился 1 января 1899 года в Тамбове в семье помещика. Его отец, Владимир Сергеевич, окончил Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. Мать, Пела-гея Александровна, урожденная Шубина, до замужества была сельской учительницей. Среднее образование он получил в Тамбовском реальном училище. Через три года после смерти отца пятнадцатилетний Кулешов вместе с матерью переезжает в Москву. Здесь он начинает брать уроки живописи, а в 1915 году поступает в первый класс Строгановского художественно-промышленного училища. Через год он становится вольнослушателем на живописном отделении Училища живописи, ваяния и зодчества (1916-1918). В 1916-м его приняли художником на кинофабрику акционерного общества «А. Ханжонков и К°». В 1917 году в журнале «Вестник кинематографии» Кулешов опубликовал свои первые теоретические работы о роли и задачах художника в кино, в которых читалось «страстное желание утвердить кинематограф как новое, яркое, самостоятельное искусство». Многие не верили, что художник может быть режиссером. Кулешов Доказал обратное, осуществив самостоятельную постановку фильма «Проект инженера Прайта» (1918). Эту ленту можно назвать его первым монтажным экспериментом. Позднее Кулешов вспоминал, что его поразила «возможность монтажного совмещения разных мест действия в единое («творимая земная поверхность!»). Один из историков кино, пытаясь передать мое тогдашнее состояние, писал: «Эврика! решил Кулешов!» Да, тогда это так н было». После громкого дебюта Кулешов принял приглашение В. Гардина И возглавил подотдел хроники и перемонтажа во Всероссийском фот окиноотделе Наркомпроса. Практической цели «перемонтаж» не пре- 192 193 следовал — это были чистые эксперименты, своего рода научно-исследовательские опыты, научившие его монтировать и понимать законы монтажа. Примерно в это время Кулешов проделал знаменитый монтажный эксперимент: «Я чередовал один и тот же кадр — крупный план человека — актера Мозжухина — с различными другими кадрами (тарелкой супа, девушкой, детским гробиком и т.д.). В монтажной взаимосвязи эти кадры приобретали разный смысл. Переживания человека на экране становились различными... Открытие ошеломило меня. Я убедился в величайшей силе монтажа. Монтаж — вот основа, сущность построения кинокартины! По воле режиссера монтаж придает различный смысл содержанию. Таково было мое заключение». |