Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Ренуар в это время был участником «Группы Октябрь», объединявшей кинематографистов левых взглядов. «... Я жил в восторженной атмосфере Народного фронта, — вспоминал режиссер. — Мы пережили время, когда французы действительно поверили, что смогут любить друг друга. Все чувствовали, как их подымает волна великодушия». Высочайшая вершина творчества Ренуара — картина «Великая иллюзия» (1937), шедевр мирового кинематографа. Во время работы над «Тони» Ренуар встретил сослуживца, бывшего унтер-офицера, а теперь генерала Пэнсара. Вдохновившись его вое- 154 155 поминаниями, Жан изложил сценаристу Шарлю Спааку идею фильма о французских военнопленных, которые готовят и успешно осуществляют побег. Режиссера прежде всего интересовала тема столкновения людей разного социального происхождения. Плен и общее желание бежать на время уничтожали классовый антагонизм. Почти три года Ренуар искал деньги на постановку картины. Наконец объявился финансист Франк Ролмер, согласившийся помочь режиссеру. Накануне съемок все вдруг опрокинуло неожиданное событие — эксцентричное появление в фильме Эриха фон Штрогейма. Директор производства во время коктейля пригласил Штрогейма на эпизодическую роль коменданта лагеря, даже не подозревая, что имеет дело с одним из величайших режиссеров немого кино. Роль немецкого коменданта умещалась в четыре реплики! Боготворивший Штрогейма Ренуар бросился укрупнять роль. Он переписывал сценарий, придумывая и вводя в него персонаж — фон Рауффенштай-на, — которого потом великолепно сыграл Штрогейм. Главным в исходном сценарии было столкновение между механиком Марешалем (Ж. Габен) и аристократом-летчиком де Боэлдье (П. Френе). Теперь, с появлением офицера-аристократа фон Рауф-фенштайна, конфликт этот получал интересное и сложное продолжение. «Великая иллюзия» была чрезвычайно просто снята. Критики отмечают плавные монтажные переходы, большое количество общих планов, лаконизм композиции кадра, четкость и глубину второго плана, точность и естественность игры актеров. Вежливость и обходительность Ренуара во время съемок, ровное настроение и неизменная расположенность к партнерам вошли в пословицу. Жан Габен утверждал, что Ренуар «понимает» актеров, а главное, любит их. «Великая иллюзия» вышла на экраны в июне 1937 года и имела громадный зрительский успех во многих странах. Американский президент Рузвельт заявил: «Все демократы мира должны увидеть этот фильм». В Брюсселе «Великая иллюзия» заняла пятое место в списке лучших фильмов всех времен и народов. Следующая картина Ренуара «Марсельеза» была посвящена событиям Великой французской революции. Затем он снимает вольную экранизацию романа Золя «Человек-зверь» (1938) с Жаном Габеном в главной роли. Как пишет историк кино Лепроон, «прелесть фильма в композиции, а не в сюжете Золя, в умелой его экранизации и в высоком качестве игры актеров, в гармоничном сочетании элементов пластики и ритма, составляющем сущность кинематографа». |