Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Как большинство гениальных художников, Довженко был «неудобным» человеком. Некоторые считали его гордым и самолюбивым. В этом плане любопытно свидетельство режиссера С. Герасимова: «Его борьба за красоту в окружающей жизни была необыкновенно яростной. Как он бледнел от полемической страсти, схватываясь с уродливым явлением в жизни, будь то подхалимство, равнодушие, грубость, хамство. Когда на улице появлялся уродливый дом, это было для него трагедией... » В 1958 году на Брюссельском кинофестивале (в рамках Международной выставки) вместе с «Броненосцем «Потемкиным» Эйзенштейна и «Матерью» Пудовкина «Земля» вошла в число двенадцати лучших фильмов всех времен и народов. Вернувшись на родину из заграничной командировки (Довженко показывал «Землю» в Европе), режиссер взялся за тему индустриализации, которую предложило ему руководство «Украинфильма». Для работы над фильмом были отведены жесткие сроки: картину требовалось сдать к очередной годовщине Октябрьской революции. Символом и важнейшей стройкой не только Украины, но всего Советского Союза был Днепрогэс. Его-то и сделает Довженко местом действия своего фильма. Сценарий он напишет за двенадцать дней и практически без подготовительного периода начнет снимать. Результатом станет «Иван», самый спорный фильм Довженко, отнявший у него четырнадцать месяцев жизни. На Украине «Ивана» встретили неприязненно, и режиссер был вынужден переехать в Москву, чтобы, по собственному признанию, не чувствовать себя одиозной фигурой. Между тем на Первом венецианском международном кинофестивале 1932 года «Ивану» был оказан восторженный прием. Вот один из отзывов итальянской прессы: «Нам стало ясно, что мы еще не знали до сих пор, что такое гений кинематографии, могущий выдержать сравнение с гениальными музыкантами и представителями других смежных искусств... Довженко доказывает нам, каким великим может быть экран, когда он освещен мыслью гениального художника». Оказавшись в Москве, Довженко поступает режиссером на «Мосфильм», тогда еще студию «Союзкино», на Потылихе. В начале 1933 года Довженко подает заявку на фильм о Дальнем Востоке, оговаривая, что сценарий напишет с Александром Фадеевым, с которым был дружен. Заявку утвердили. Довженко, Юлия Солнцева и Фадеев четыре месяца провели на Дальнем Востоке. Режиссер мечтает о новом городе на берегу Тихого океана, которому находит место и имя Аэроград. Позже Александр Петрович со страстью говорил о новом городе членам Политбюро и даже самому Сталину. Во время аудиенции Сталин попросил режиссера показать на карте место, где бы он построил город. «Одним словом, — пишет Довженко, — я почувствовал, что любая помощь для окончания фильма мне обеспечена». |