Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
208 сорвать концерт и попасть в больницу со сломанным носом? Или плюнуть на самолюбие, снять маску и показать зрителям, что он просто артист. Риска нет, но и отваги нет. Это такое же поражение. Оскорблен выпускник кулинарного техникума, все ждут, что он и сразится. Но как? Это кризис: герой должен принять решение — сдаться или бороться с максимальным риском и отвагой. Герой должен оправдать ожидания зрителей, но совсем не так, как они предполагают. И герой переходит точку без возврата. Хазанов доходит до мясника. Вот он почти рядом. Мясник сжал кулаки. Все затаили дыхание. А Хазанов прыгает к мяснику на колени, обнимает его и на весь зал застенчиво и нежно говорит в микрофон в образе своего персонажа: — Надеюсь, ты тоже? Зал взрывается хохотом и аплодисментами. За кулисами ликуют артисты. Назавтра газеты написали, что Хазанов в один миг стал национальным героем. Не говоря о том, что все артисты имели триумфальный успех. Это "финал истории, досказанной до конца", - тоже структурный элемент, часть пятой ступени. Короткий эпизод содержит в простейшем виде все элементы пятиступенчатой структуры. Он напоминает нам о том, что структура - не теоретическая выдумка, а итог отбора жизненных ситуаций в наиболее продуктивном развитии. Если вы сможете в полуторачасовом фильме развить свою историю, следуя этой структуре, - "город будет взят, и все невесты ваши". 209 Напомню элементы. 1. Экспозиция. Сумма знании позволяет не медля начать рассказ и установить обычный баланс сил. 2. Вспышка интереса. Все вдруг перевернулось. Одно-единственное действие интригует нас. Что теперь будет? 3. Прогрессия усложнении. С каждым шагом герой все больше драматизирует свою ситуацию. Каждый шаг ведет к катастрофе. Кризис ставит героя перед выбором: победить или умереть в борьбе? сражаться или сдаться? быть или не быть? 4. Обязательная сцена. Давид сразился с Голиафом. Герой сразился со своим драконом. 5. Кульминация и финал. Он победил, но не так. как мы думали. Он проиграл, но наши сердца отданы ему. Мы восхищены героем. Пятиступенчатая стратегия контролирует три самых существенных аспекта фильма. 1. Эмоциональное развитие истории от начала до кульминации и финала. 2. Эмоциональный контакт со зрителями. 3. Развитие основного конфликта в максимальных и тонких проявлениях. Не так мало. Эту структуру можно назвать стратегией энергии фильма. ХАРАКТЕРЫ В СТРАТЕГИИ
Характеры должны, во-первых, обладать теми качествами, которые позволяют им действовать и быть убедительными. Вопрос, который нас волнует: какие моменты в жизни характера самые важные для истории? Как правило, мы знаем о своих характерах гораздо больше того, что может вместить история. Какие события выбрать? Ответ на это дает структура. Она помогает отобрать и составить в самой лучшей стратегической последовательности самые важные моменты жизни характера. |