Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
1. Джульетта абсолютно беззащитна, когда возникает угроза страшного греха — двоемужества. 2. Она самым рискованным образом вынуждена принять неведомый яд с ограниченным сроком действия. 3. Ромео находится в полном неведении, так как барьер оказывается непроницаемым для письма Джульетты к нему. Будет трудно найти в современной драматургии момент, где бы барьеры эффективнее отрабатывали свою роль. Не менее эффективны барьеры времени. Когда счетчик времени отбивает секунды до страшной катастрофы, это ломает ритмы, создает стресс. Отчаяние вплотную приближается к надежде. Смерть дышит в лицо, полное жизни. Редкий фильм сегодня обойдется без тикающих часов на руке, на стене, на бомбе. А если вы снимаете триллер, то без пресса времени выходить в люди просто неприлично. Выстраивайте барьеры по нарастающей — это затягивает зрителей в историю. 197 Сперва маленький барьер - Ромео увидел Джульетту и танцует с ней. Потом повыше — он перелез через ограду сада ее дома. Еще повыше — Ромео на балконе. Пусть эта схема сопровождает вас повсюду — она правильная, ибо от сцены к сцене риск и отвага вырастают. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. СТРАТЕГИЯ ЭНЕРГИИСамая большая опасность, подстерегающая режиссера, — это потерять контроль над фильмом по ходу работы над ним. И подобное случается гораздо чаще, чем это представляется. ФРАНСУА ТРЮФФО ИЗ ЧЕТЫРЕХ СТРУКТУР - В ПЯТУЮ. ОБЪЕДИНЯЮЩУЮМы можем контролировать развитие напряжения действия фильма по нарастающей, используя четыре критерия. Сообща они ведут фильм к кульминации. 1. Трехактная структура развитияОна действует как структура внутри структуры, внутри структуры, внутри структуры... То есть фильм в целом имеет трехактное развитие. Каждый акт внутри себя имеет трехактное развитие. И каждое событие внутри себя развивается в три маленьких акта. Такое развитие гарантирует нам максимальное возрастание кон- 201 фликта и страхует от циркуляции. То есть от того, чтобы действие топталось на месте. Фильм, рассказанный по такой схеме, развивается по восходящей, то есть с нарастанием напряжения в истории. 2. Драматические перипетииЭта структура контролирует эмоциональное наполнение конфликта. В непрерывной смене движения от отчаяния к надежде и от надежды к отчаянию растут, как было замечено еще древними греками, эмоции зрителей. Эта структура является как бы эмоциональной кардиограммой фильма. 3. БрешиСтруктура брешей позволяет контролировать разрыв между желанием и необходимостью немедленного действия. Брешь — это яма, которую роют вам враги. Она способствует непрерывному развитию всех сил антагониста. Непрерывная череда брешей в фильме заставляет героя напрягать все силы, чтобы преодолеть бреши. Брешь — продуктивная формулировка, объединяющая разнообразные реакции общества на действия героя. Она заставляет героя реагировать на возрастающие контрдействия сил антагониста. Мы должны |