Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Эта простейшая универсальная структура действует в драме всюду и всегда, в малых и больших формах. Она простейшая клеточка драмы. Каждый раз, когда появляется какой-то раздражитель, с которым можно разыграть конфликт, в событии выявляется перипетия. Например, у Анюты: Степан зубрит. Анюта вышивает. Она ему не нужна — несчастна. Он ее позвал. Она нужна — счастлива. Заставил задрать рубашку. Ей холодно - несчастлива. Что-то понял с ее помощью — счастлива. Взял уголь, чертит линии на теле. Больно и неприятно. Несчастна. Он обрадовался. Теперь ему все понятно с ее помощью — счастлива. Перипетии всегда выражают столкновения в маленьком конфликте. Это рассказ через вопрос-ответ. Это рассказ через крошечные события. Запомним: первое, что мы должны сделать, драматизируя текст, -это определить: какое событие произошло в сцене. Для этого мы сперва выясняем драматическую ситуацию, в которой оказался персонаж. 465 Затем развиваем ее схематически в драматической перипетии. Над ней выстраиваем конкретное событие и находим эмоциональную дугу события — живую, лишенную схематизма, подробную жизнь персонажа. Когда это сделано, курс определен. Мы знаем, что нам следует предложить актерам и что мы можем принять от них, когда они фантазируют на тему роли. Мы усвоили связь конструктивных элементов конфликта: — драматическая ситуация — перипетия и как из них вырастает событие. В простых структурах они связаны ясно. Но наша жизнь не всегда проста, и ее отражение в драме не всегда элементарно. Когда персонажи охотятся друг на друга, убивают и убегают — эта связь на поверхности. Однако мы хотим выразить жизнь по возможности сложнее и тоньше. При этом, естественно, структурная основа может уйти глубоко под воду. Важно не потерять ее, потому что от нее зависит эмоциональная игра актеров и контакт со зрителями. Большие писатели, работавшие в драме и до появления "метода", понимали ключевую роль события в драме. Вот что пишет один из крупнейших писателей XIX века Салтыков-Щедрин: "Настоящая драма, хотя и выражается в форме известного события, но это последнее служит для нее только поводом, дающим ей возможность разом покончить с теми противоречиями, которые питали ее задолго до события и которые таятся в самой жизни, издалека и исподволь готовившей само событие. Рассматриваемая с точки события драма есть последнее слово или, по малой мере, решительная поворотная точка всякого человеческого существования". ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ГЛАГОЛЫ АКТИВНОГО ДЕЙСТВИЯЭта глава поможет авторам понять, как с их текстом работают режиссер и актеры. Это стимулирует воображение в общих интересах. В сцене не должно быть ни одного момента, когда актер не имел бы конкретной задачи, действия. В этих задачах вырастают характеры. Режиссер всегда может найти глагол, который кратко выявит это действие. Длинные объяснения помогают мало, конкретные глаголы активного действия ведут к цели. Их называют "золотым ключом". Они хорошо помогают актерам эмоционально развивать свою роль в сцене. |