Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
В "Шинели" Акакий Акакиевич — герой, шинель — каталист, объект любви героя. В "Крестном отце" Майкл Корлеоне - герой, отец - каталист, объект любви героя; спасая его, Майкл действует. 288 В "Кукушке" в главном сюжете каталист — медсестра, она враг. А в подсюжете с Билли — каталист Билли, друг героя. В "Ночах Кабирии" каталист, объект любви - бухгалтер. В "Отелло" герой Отелло, а каталист - Яго. Он враг героя, В "Вишневом саде" героиня Раневская. Сад - объект любви. Он -осевой персонаж и каталист истории. Вся драма развивается вокруг его спасения и убийства. Но у каждого осевого персонажа есть своя история. Варя — объект любви Раневской; ее сюжет - несостоявшаяся любовь с Лопахиным. Аня — объект маминой любви; ее сюжет — путь к новой жизни. Отсутствующий любовник Раневской — как камень у нее на шее. И он ее утопит, она понимает это. Лопахин — враг, он палач вишневого сада. Он побеждает в конфликте. Все эти персонажи имеют свои сюжеты. Мы называем их подсюжетами. В "Ромео и Джульетте" Меркуцио - друг героя; его сюжет - дуэль с Тибальдом. И он своей смертью толкает историю вперед. В общей структуре драмы развитие главного героя должно быть самым сложным и подробным, а вокруг него располагаются остальные персонажи со своими историями. Чем дальше персонаж от главного героя, тем проще и лаконичнее его история, его подсюжет. У боковых персонажей не должно быть своих сюжетов, они обслуживают основных. Когда структура в вашем воображении приобрела стройность, можно приглядеться еще к одной структурной проблеме максимального развития энергии драмы. Драма — это война каждого против остальных. Во-первых, это относится к главному персонажу. Гамлет в конфликте со 289 всеми персонажами драмы. Джульетта ни с кем не воюет, но каждый доставляет ей страдания — воюет с ней. Отец и мать — выдают замуж за Париса и, конечно, противятся Ромео; брат Тибальд — причина разлуки с Ромео; монах Лоренцо — в итоге причина смерти Ромео; граф Парис — толкает к смерти; правитель города — изгоняет Ромео; Меркуцио — провоцирует убийство Тибальда. Для проверки этой тотальной войны помогает схема. Не осталось ли у персонажей резерва для конфликта? 290 СПЕШИ ПОЛЮБИТЬ ГЕРОЯ
1. Он — центр истории. 2. Его мотивы двигают сюжет. 3. Торопитесь выявить эмоции, которые помогут зрителю сопоставить себя с героем. 4. Герой должен вызывать симпатию. Для этого он должен оказаться в драматической ситуации — чем раньше, тем лучше. 5. Опасность, в которой оказался герой, должна расти быстрее, чем его возможности справиться с ней. 6. Какой герой вызывает любовь? а) Хороший и добрый. б) Смешной и справедливый. в) Умелый в своем деле. 7. Проблему идентификации надо решать немедленно. Сперва симпатия, потом все остальное. Как можно скорее знакомьте зрителя с героем. 8. Наделяйте героя силой. Какой? |