Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Но без структуры ваш фильм. как тело без скелета, — просто мешок, покрытый кожей и волосами. КУЛЬМИНАЦИЯ И КЛЮЧЕВЫЕ ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫКлючевые визуальные образы это то, что помогает эмоциональному воздействию кульминации. Полезно их найти. Кульминация - это место, где тема может быть выражена с предельной ясностью в ключевом визуальном образе, как метафора коренной идеи фильма. Эти образы могут быть очень простыми. Но они вырастают из фильма. Мы их никогда не забудем. Они возникают в голове сразу, как только мы вспоминаем фильм. Индеец вырывает из пола тяжелую мраморную плиту и разбивает окно с решеткой. Кабирия улыбается. Тельма и Луиза взлетели в небо и застыли. Сумасшедший писатель (Джек Николсон) замерз в лабиринте ("Сияние"). И вдруг мы видим его в центре фотографии на стене гостиницы, снятой 50 лет назад. Когда это было? В какой жизни? 260 Ключевой образ часто собирается из простых элементов. В каждом кадре задействован только один бит. Вместе они собираются в единый образ. В "8 1/2" один бит - режиссер собирает всех персонажей в хоровод, который движется по кругу. Другой бит — в центр цирковой арены входят три клоуна и мальчик. В нашем сознании эти две картинки соединяются в образ события, не показанный ни в одном кадре целиком. Такого кадра в фильме нет, он возникает в нашем сознании. Ясный и эмоциональный ключевой образ собирается из кадров, объединенных визуальным лейтмотивом. Иногда это два лейтмотива. В "8 1/2" их два - клоуны и хоровод персонажей. Вначале экспонируются три клоуна и мальчик с флейтой. Потом они будут действовать — под их музыку соберутся все персонажи фильма. 261 Затем фокусник-церемониймейстер собирает персонажей. Сперва они выглядят как белые тени. Это экспозиция лейтмотивов персонажей. Лейтмотив клоунов развивается. Марчелло объясняет мальчику его роль. Он заводит клоунов в центр арены. 262 По лестнице на арену спускается толпа персонажей. Здесь все, кого мы видели в фильме. Марчелло со всем почтением приглашает в круг всех, включая духовных иерархов и жену. Он сам входит в этот круг персонажей, который движется под марш клоунов вокруг арены. Темнеет. Клоуны покидают опустевшую арену. 263 Остался мальчик. Он уходит со сцены последним. Мы видим, как сложный образ разделен на простейшие биты. И каждый миг метафора имеет эмоциональное развитие в действии. Визуальный драматический образ не может воздействовать как статичное изображение. Это не картинка в рамке экрана — это всегда драматическое действие, часть общего развития драмы. Ключевой образ может иметь свою краткую сюжетную историю в фильме, тогда он действует эмоциональнее. Распределительная плита в "Кукушке" вначале показана как предмет. около которого больные собираются играть в карты. Это тяжелый, облицованный мрамором куб. Плита проэкспонирована как часть обыденной жизни. Никакой многозначительности, ничего метафорического. |