Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
У таких историй раскручивается тяжелый маховик эмоций. От усложнения к усложнению. Но и фильмы посерьезнее раскручивают такой же маховик. Герои всегда начинают с малых действий. Сперва они только приближаются к удаву. Потом засовывают в удава голову. Потом они уже там внутри целиком. А потом оказывается, что герой не кролик внутри удава, а Иона в чреве кита или дракона. И герой прорубает путь наружу и торжествует над поверженным драконом. Путь возрастающих осложнений оказывается путем непрерывной борьбы растущей темы с растущей контртемой и развития драматических перипетий. 2. Второй путь возрастания усложнений - это путь расширения конфликта. Вокруг действий главных персонажей вырастают круги соци- 234 ального окружения, они включаются в конфликт. В этом случае мы обойдемся без безумца-антагониста. Но проблема, которая нас занимает, должна иметь какое-то общечеловеческое значение. Пример этого — фильм "Крамер против Крамера''. Вначале там действуют только Мерил Стрип, Дастин Хоффман и малыш, их сын, которого они не могут поделить. Потом в этот конфликт втягивается школа. Потом проблемы, связанные с ребенком, захватывают работу Крамера. Потом в дело вступают адвокаты. И к концу уже несколько десятков людей вовлечены в конфликт. А сам конфликт от частного дела двух родителей вырастает до архитипической проблемы: "Может ли отец воспитывать ребенка так же хорошо, как мать". "Крамер против Крамера" — прекрасная история. Но "Ромео и Джульетта" все-таки лучше. Вы уже знаете, что в ней есть все, что содержит драма. В том числе, естественно, и прогрессия усложнений. В начале в конфликт вовлечены только Ромео и Джульетта. 235 Потом включается на стороне влюбленных Кормилица и отец Лоренцо, на стороне врагов — Тибальд и Меркуцио. Потом к этому прибавляются глава города, изгоняющий Ромео, отец и мать Джульетты и с ними граф Парис. С каждой новой фигурой в историю прибавляются усложнения. Бреши растут, барьеры растут. Пока преодолеть их просто невозможно. И тогда Джульетта решает принять спасительное снадобье с риском заснуть и не проснуться. История, начавшаяся как частный случай, превращается в архитипическую универсальную притчу о конфликте любви и общества. Конечно, лучше всего, когда в прогрессии усложнений конфликт и расширяется и углубляется одновременно. Очень ясно это развитие представлено в "Эпидемии" в борьбе темы и контртемы. Вначале появились первые случаи безжалостной болезни -контртема уничтожения. Ученые пытаются с ними бороться — тема спасения. Потом случаев все больше. Ясно, что город охватила эпидемия, — контртема. Ученые беспомощны. Но армия дает им секретный препарат, который не помогает, — тема. Проблема усложняется. Вирус мутировал, он может распространяться по воздуху. Эпидемия грозит всей Америке и всему земному шару — контртема. |