Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Со свойственной мне
живостью напора где-то в узком переходе банкирской квартиры я прижал
зеленоглазую 96 француженку. И тут же
смог оценить ее остроумие: она с французским изяществом пошутила насчет моих
джентльменских манер. Ее звали Вивиан. Была ранняя весна. Я
монтировал «Дворянское гнездо». Мы с Колей Двигубским наперебой ухаживали за
Вивиан. Нас троих связывала дружба — что-то вроде «Жюля и Джима» Трюффо,
только без секса. Я уже окончил монтаж.
Перед премьерой в Доме кино, пока печаталась копия, образовалось несколько
свободных дней. Пришла мысль: а не съездить ли в Кстово, в деревню, где я
снимал «Асю Клячину»? Я жил памятью этой картины. Долгие годы связь с местами,
где я снимал, с их жителями не прерывалась: мне все время что-то привозили
оттуда - то воблу, то рыбец, то грибы. Присылали письма. Соня Ложкина, Надя
Ложкина стали своими, близкими людьми. Мне захотелось показать Вивиан настоящую
Россию. В Кстово мы поехали
втроем. С иностранкой, которой на каждый шаг за пределы Москвы полагалось брать
специальное разрешение. А тут еще Горьковская область, вообще закрытая.
Военный объект на военном объекте. Позднее пришлось убедиться, что наша
поездка для КГБ не осталась незамеченной... Сели в машину - к
вечеру были в Безводном. Остановились у Нади Ложкиной. Я сказал Вивиан, чтобы
выдавала себя за эстонку. Собрались крестьяне, под водку с картошкой и
огурцами пели песни. Коля тоже в первый
раз окунулся в жизнь русской деревни. Была ранняя весна.
Апрель. Только что сошел снег. Странное было ощущение... Мы не были близки с
Вивиан. По-прежнему продолжалась как бы дружба втроем. Мы даже спали втроем на
печке. Эротика в наших взаимоотношениях тоже, конечно, присутствовала, но, так
сказать, скрытая. Вивиан успешно и часто не без юмора уходила от даже легких
попыток перейти установившуюся черту. 97 Был рассвет. Мы вышли
из избы. Перед глазами - Волга в утренней дымке. Вечность русского пейзажа...
Спустились с обрыва. Впечатление оглушительное. Над землей - туман, дивная
красота вокруг. Сверху из избы несется русская хоровая песня. Мы сидели в
лодке. Она вдруг заплакала. Не знаю почему, но я ударил ее по лицу. Она
посмотрела на меня, ничего не понимая. Наверное, ее никто никогда не бил. Это
был совершенно иррациональный жест. То ли это была сублимация сексуального
желания, то ли вспышка беспричинного гнева - я тогда сам не знал. - Ты не смеешь
плакать, сентиментальность здесь не к месту, - я порол какую-то немыслимую
чушь. Толком объяснить свое поведение и сейчас не могу. Помню просто, как это
происходило. Теперь мне кажется, что это что-то русское - жестокость к женщине. Что такое власть над
женщиной? Зачем нам эта власть? Почему мы добиваемся ее? И вообще: возможна ли
власть одного человека над другим? Не иллюзия ли это?.. |