Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
А в недолгий период
1967-1968 годов Экспериментальная творческая студия была гнездом ревизионизма,
рассадником самиздата, крамольных идей, прибежищем людей с сомнительными
взглядами и предосудительными знакомствами. Секретаршей Чухрая в ту пору была
милая Лора Яблочкина, ныне мадам Тонино Гуэрра, еще в те времена большая
поклонница Рустама Хамдамова, сделавшего замечательную картину - «В горах мое
сердце». Для Экспериментальной
студии мы с Горенштейном написали сценарий «Басмачи». Я был очень увлечен им,
собирался ставить. Должны были играть Коля Губенко и Болот Бейшеналиев, но
постановка как-то скисла. Не помню уж, что и кого не устраивало, в итоге
решено было написать другой сценарий, тоже вестерн, но с иным в корне сюжетом.
Поехали писать его в Коктебель - Рустам Ибрагимбеков, Валя Ежов и я. Рустам
был молод, талантлив, подавал большие надежды. Учился на Высших сценарных 54 курсах. Я прочитал
один сценарий Рустама, очень трогательный и смешной. Мне сразу понравилось его
прекрасное чувство юмора: мы с Валей решили, что возьмем его в свою компанию -
делать вестерн. Приехали. Начали
работать. Уже появился в сценарии боец Сухов, появились басмачи, гарем,
огромные железные баки с нефтью. Вся эстетика сценария росла из Платонова,
который уже с «Аси» был моей путеводной звездой. Сухов навеян Пуховым,
знаменитым героем «Сокровенного человека». Скоро мне надоело работать -
захотелось купаться и загорать. Я решил с этой постановки линять, уже
настроился на «Дворянское гнездо». Сказал: - Ребята, хочу
отдохнуть. Делайте сами. Через пять недель они
закончили сценарий, по которому вскоре, хоть и не без проблем, Владимир Мотыль
снял фильм «Белое солнце пустыни», ставший шедевром русского кино. Время в Коктебеле
было сказочным. Я вообще сидел там каждое лето, написал немало сценариев - с
Андреем Тарковским, с Фридрихом Горенштейном, с Эдуардом Тропининым. Жили в
Доме писателей, в уютных квартирках, по вечерам шли замечательные посиделки,
застолья, хохот, улыбки, потом шептанья по клумбам и по кустам. Помню, как-то
я шел со свидания и в лунном свете на меня налетел, чуть не сбив, деловито
бежавший куда-то Рустам с тремя бутылками вина. «Басмачей» я потом
переделал в «Седьмую пулю для Хайруллы» и отдал Али Хамраеву. По другому моему
сценарию, «Серый лютый» (единственный раз я писал один), -Толомуш Океев снял
фильм «Лютый». Эдуард Тропинин - еще
один чудный человек в моей жизни - появился, когда я писал «Конец атамана».
Познакомил меня с ним Коля Шишлин, работник ЦК. Настоящая фамилия Тропинина -
Маркаров, он был чекист, работал во внешней разведке, был специалистом по
Востоку, отвечал за Афганистан. Он был замечательной души человек, страстный
охотник. Женат был на танцовщице из «Берез- |