Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
319 Одни темпераменты к
закону относятся более свободно, другие - более жестко. Очень уважают, очень
чтят закон евреи. Когда еврейское отношение к закону соединяется с
протестантским, как это случилось в Америке, засилье закона становится
устрашающим. Доходит до абсурда. Главной фигурой в обществе стал адвокат. В России к закону
всегда относились без уважения. Нельзя объяснять это отсутствием культуры:
культура в России есть, глубокая, ей уже тысяча лет. Другое дело, что
российская культура не включает в себя законопочитания, как культура
протестантская или конфуцианская. К закону у нас отношение эмоциональное (что
свойственно и многим другим странам), потому и сила закона весьма относительна.
Но раз человек к закону относится легко, то и закон пишется так, чтобы его не
могли выполнить. Либо законы делаются с огромным запасом на будущее, либо так,
чтобы любого можно было обвинить в их несоблюдении. Для взятки ситуация
идеальная. Взяточничество в России процветало всегда и будет процветать еще Бог
знает как долго, сколько бы с ним ни боролись. Даже путем смертной казни, как
то в нашей истории случалось. Отношение к законам как законодателей, так и тех,
кому они адресованы, в принципе одинаковое. Почему же при такой
вольности отношения к закону у нас такая истовая религия? Ведь религия - это в
принципе тоже закон. Невольно закрадывается мысль, что русский человек так
истов в вере именно потому, что не уважает законов. В том числе и Божьих
законов. Он грешит постоянно, с утра до вечера. На что при этом надеется? На
прощенье. В рассказе Лескова
«Чертогон» есть замечательный характер - купец. Он гуляет по-страшному ночь
напролет, поит гулящих девок и лошадей шампанским, творит черт-те что, зная,
что в шесть утра поедет в церковь бить Богу поклоны, замаливать грехи. Русскому
человеку нужен прощающий Бог. «Я еще немного погрешу, а потом пойду замолю
грехи». Такова психология нации. 320 Вера помноженная на
темперамент дает в разных нациях разные результаты. Есть и вполне умеренные
мусульмане - сунниты, они вполне миролюбивы. Так чего же нам
ожидать в России? Борьба с коррупцией, да и вообще с нарушением закона в
странах пассионарных, может вестись только путем устрашения. Без очень сильных
силовых институтов в государствах подобных России невозможно построение
сколь-нибудь стабильного общества. Недаром Столыпин,
убитый накануне принятия очень серьезных решений, утверждал, что либерализация
законов в России может происходить только при ужесточении режима. У
крестьянской ментальности либерализация законов ассоциируется со слабостью
власти, а слабость власти провоцирует анархию. Как в школе: только учитель
вышел из класса, тут же поднимается тарарам, все чувствуют свою
безнаказанность. Китай пошел на либерализацию законов, но при этом ужесточил
власть. Когда закон соблюдают, его узду можно ослабить. Американцы говорят:
для быстрой езды нужна уверенность в тормозах. Все структуры, поддерживающие
порядок, призванные не допустить энтропии общества - полиция, налоговая
полиция, армия, - должны быть очень сильны. Тогда можно позволить и
либерализацию, в том числе экономическую. |