Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Я знал, что без
большой актрисы этой картине не быть. Нужна актриса, с одной стороны,
эмоциональная, с другой стороны, с колоссальной амплитудой качеств - и эмоциональная,
и комическая, открытая и лирике и гротеску. Обратился поэтому к Инне Чуриковой. Инна Чурикова -
явление русской культуры, наше национальное сокровище - как человек и как
актриса. Работать с ней было наслаждением. Помимо того, что съемке она
отдается всецело, помимо того, что исключительно 273 органична, у нее
всегда присутствует чувство формы. Присутствует уже на уровне подсознания. Ася Клячина из первой
картины и Ася из этой - характеры весьма различные. Эта - сварливая баба, в
очках, с папиросой, слюняво пересчитывающая деньги, въедливая, за себя может
постоять: если надо и кулаком врезать. Та Ася была идеализированная, нежная,
чудная. Мухи не обидит. Эта - обидит. И муху, и слона. По той Асе танк еще не
проехался, ей двадцать пять лет, прожитых в интеллектуальной девственности.
Эта Ася прошла партком, сама вырастила сына. Для этого надо было иметь силу,
уметь защищать себя. Потому она грубовата. И она - лидер. Замечательно было
снова приехать в Безводное, увидеть знакомых людей, опять поместить их в кадр.
Из главных героев не дожило только двое - Прохор и дед Федор Михайлович. А
так, опять снимались Саша Сурин, Геннадий Егорычев, Надя и Соня Ложкины. Но
сюжет картины на этот раз был гораздо более выстроенным. В «Асе Клячиной»
сюжет свободно распадающийся. Здесь, поскольку это эксцентрическая комедия, он
должен был быть свинчен.. Снимая, я поймал себя
на том, что снимаю картину не с точки зрения Аси, а с точки зрения курицы.
Заметил, что подсознательно ставлю камеру на пол - на высоту куриной головы. В
идеале всю картину надо было снять так. Ведь, как ни странно, курочка Ряба -
центральный персонаж картины. Если бы не она, не было бы и золотого яйца.
Конечно, не она снесла его, но она как бы поселила его в умах. Все же мы
воспитаны на этой сказке, несущей древнюю народную мудрость. Притча о курочке,
воплощающей благополучие и богатство, говорит-то как раз о том, что не в
богатстве дело, одного его мало - нужна гармония существования человека,
целостность его мира. Испытание свалившимся
на деревню богатством, пусть и мнимым, - очень серьезное, как оказывается,
испытание. Снежным комом нарастает зависть. Вскипают страсти. Доходит до драки.
Ася-то думала, что это ее курочка снес- 274 ла золотое яичко. В
конце картины деревенская толпа несется за курочкой Рябой, хочет ее придавить
— ведь все злосчастья с нее начались. О картине я часто
рассказывал так: - Это история про
деревенскую бабу и ее курицу. Подвыпив, она с ней разговаривает. Курица иногда
отвечает, иногда — нет. Получался вполне
элитарный замысел. В духе Маркеса. |