Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
САМОКОНТРОЛЬ
Замечательная фраза, не помню уж, кем сказанная: «Всё
болит у дерева жизни». Боль - манифестация жизни. Не случайна и эта популярная
шутка: «Если вы утром проснулись и у вас ничего не болит, значит, вы умерли».
И еще вспоминаю мудрые слова Александра Меня: «Пока, есть гнев, естъ надежда.
Равнодушие - это смерть». 131 Когда думаю о любви и нелюбви, единственный верный
для меня критерий - боль. Любовь - это боль, все остальное - нелюбовь, может
быть, влюбленность, приятное времяпрепровождение, еще что-то, о какой бы любви
речь ни шла - к женщине, к папе, маме, брату, другу, Богу. Больно, значит,
сладко; можно даже плакать от сладости боли. Во времена наших частых сидений в ВТО на студии
Горького по сценарию Гены Шпаликова снимался его первый фильм - «Застава
Ильича» Марлена Хуциева. Мы с Тарковским играли там небольшие роли. Вокруг
картины еще задолго до выхода был немыслимый ажиотаж: то ли потому, что это
сценарий Гены Шпаликова, то ли потому, что режиссер - герой неореализма,
точнее - неосоцреализма, то ли потому, что в картине снимались неактеры, а
также и очень молодые талантливые актеры. Пришла на кинопробу и Марьяна Вертинская. Там я с ней
и познакомился. Нет надобности рассказывать, как во времена нашей молодости
звучало имя Александра Вертинского. Естественно, отсветы его озаряли и
дочерей. В нашем семействе, правда, обстояло несколько по-иному. Так или иначе
мы были воспитаны во вкусах деда, а для него все выходившее за рамки Моцарта,
Баха и Прокофьева уже никуда не годилось. Чайковский именовался пошляком,
Вагнер не заслуживал доброго слова: ни одного произведения кончить не может. Ну
как дед мог относиться к Вертинскому? Вертинский - это кабаре, декаданс, а
само слово «декаданс» было для деда ругательством. Когда началось наше увлечение Вертинским, деда уже не
было в живых. Но имя это я впервые услышал от него - пренебрежительно, через
губу. Вообще, если бы я сказал ему, что люблю Чайковского, очень люблю
Серебряный век, что мне очень нравится Игорь Северянин, не знаю, что бы он со
мной сделал. Но, если вдуматься, для деда и Репин, и Чайковский были почти
современники. Так же как для меня с Тарковским со- 132 временником был Пырьев. Мы с Андреем не выносили его,
а теперь без слез не могу смотреть «Кубанских казаков». Пырьев для меня уже
классик, его картины вызывают чувство нежности. Современники друг друга не выносят. О чем могу судить и по себе.
Дистанция времени многое ставит на свои места... У Марьяны были синие глаза, вздернутый нос и рыжие
волосы. Когда она сидела на подоконнике, казалось, что перед тобой картина
Магритта: глаза сливаются с окружающим небом. Лицо, а за ним сквозь дыры глаз
небо просвечивает. У меня есть замечательная фотография, где нас вроде как и не
видно: мы с ней идем по бульвару. Есть еще очень хорошая фотография: мы сидим
на съемках, там и Гена Шпаликов. Естественно, кончаловка при всем этом не
могла не присутствовать. Съемочные дни часто оканчивались у нас дома. Был момент
в жизни, когда на вопрос, что такое счастье, я мог бы ответить только
единственным образом: «Счастье - это сидеть у Вертинских, когда за окном идет
снег, смеркается, еще не зажегся свет - сидеть и пить чай с Марьяной», |