Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Потом наши с Юликом пути разошлись. Иначе не могло и
быть. Начиналась пора воинствующего неприятия любых не сходных с твоими
концепций и взглядов. Мы с Андреем Тарковским оказались в стане непримиримых
борцов за свободную от политики зону искусства, не признавали писания Юлиана
Семенова. Я его избегал, хоть и понимал, сколь многому у него научился в свои
18-20 лет... От нашего неприятия он не стад меньше, не стал хуже. Он был
неординарной фигурой, личностью. Если хотите, целой эпохой. До конца жизни не
вступил в партию. Хотел иметь успех, хотел быть богатым, но главное в нем была
его молодость. Он всегда оставался молодым. То, что он мог позволить себе
писать, мало кому дозволялось в то время. Хоть и писал он в основном о
чекистах, но прежде всего они его интересовали как люди, принимающие
самостоятельные решения и совершающие самостоятельные поступки... В те годы все время происходили открытия. Открытия
новых имен в литературе, в искусстве. Открытия новых философских концепций. Но
по-прежнему оставалось многое, что мне как советскому комсомольцу было
неприемлемо и отвратительно. Среди этого многого был и панический страх любых
замечаемых мной проявлений гомосексуальности. Мне казалось, что такой человек
непременно будет приставать ко мне. Почему-то я этого смертельно боялся. Помню, я попал на «Порги и Бесс», оперу Гершвина,
исполнявшуюся в Большом театре гастрольной амери- ВЗРОСЛЕНИЕ 81 канской труппой. Представление произвело не слишком
большое впечатление, может, потому, что ждал гораздо большего. Все-таки
Гершвин! А это была вполне традиционная опера. Но в курительной комнате меня
ждало потрясение. Я стоял, смотрел вниз и увидел очень красивые лакированные
туфли, узкие черные лодочки - у нас такие носили только дамы. Все московские
мужья мечтали о таких для своих жен. Хозяйка лодочек была в брюках, что было
непривычно. Я поднял глаза вверх и увидел бесполое, безбородое лицо с острым горбатым носиком, большими прозрачными
глазами, почти квадратным
лысеющим черепом. Человек был маленького роста. На нем был бархатный токсидо,
вроде фрака, какие надевают в театр на Западе. Кто это: мужчина, женщина? Я не
поверил своим глазам - посмотрел еще раз: мужчина! Лицо безбородое, в мелких
морщинах, огромный мундштук во рту. Курит с манерным жестом. Неизвестно почему
я воспылал к нему страшной ненавистью. Если бы можно было сказать ему все, что
я о нем думаю, это был бы сплошной поток мата. Я горел желанием отомстить
капиталистам за их развратную сущность. Я вспоминаю себя и поражаюсь той
ярости, которую испытывал, глядя на это лицо. Много лет спустя, листая альбом фотографий в
нью-йоркском книжном магазине, я увидел знакомое лицо. Где я мог видеть этого
человека? Пошел листать дальше, снова вернулся к портрету и вдруг вспомнил этот
день, «Порги и Бесс», курительную комнату в Большом театре. Под портретом была
подпись - Трумен Капоте. Замечательный писатель, автор «Завтрака у Тиффани» и
«Хладнокровно». Да, тогда в курилке театра я воспылал ненавистью не к кому-то,
а к самому Трумену Капоте... |